Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения нового государственного стандарта в систему образования

Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения нового государственного стандарта в систему образования

Государственный образовательный стандарт нового поколения сформулирован как социальный заказ на основе согласования интересов всех сторон, заинтересованных в развитии образования - семьи, общества и государства.

Образовательный стандарт представляет собой совокупность трех систем требований:

  • к структуре основных образовательных программ;
  • к результатам их освоения;
  • условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

    Принципиальное отличие новых стандартов второго поколения от существующего стандарта заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат. Во главу угла, таким образом, ставится личность ребенка, а не просто получение знаний.

    В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи. В зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.

    Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения ФГОС- 2 включают целый комплекс взаимодействия родителей со школой, носящий как обучающий так и коррекционный характер. Методы коррекции в работе предполагают изменения отношений родителей детей, родителей к процессу воспитания.

  • Партнерские отношения семьи и школы нацелены на повышение психолого — педагогической компетентности родителей;
  • владение родителями информацией о роли потребности у детей в общении с близкими взрослыми и сверстниками для формирования гармоничной личности;
  • расширение и содержательное обогащение видов совместной деятельности ребенка и родителей;
  • повышение культуры общения родителей и детей;
  • организацию условий для осознания самим родителем особенностей своего эмоционального отношения к ребенку, родительских чувств;
  • развитие форм сотрудничества и кооперации в отношениях, формирование внутрисемейного доверия.
  • Эффективность воспитательной работы зависит и от взаимоотношений родителей и учителя, его умения сотрудничать со школой, опираясь на ее помощь и поддержку. Это кропотливая работа и формы ее разнообразны.
  • Это и посещение родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы как с классным руководителем, так и с учителями — предметниками, участе в родительских конференциях, «круглых столах» и т.д.
  • Однако, разнообразие форм и методов еще не всегда обеспечивает успех. Основная и главная задача родителей — сделать школу своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений со школой.

В рамках Государственного образовательного стандарта нового поколения большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД). В широком значении — это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД представляют собой целостную систему и представить ее можно в виде пересекающихся кругов.


Рис. 1. Модель системы УУД

Можно видеть, что фактически все виды УУД имеют пересечения с одним, двумя или тремя видами УУД.

Из всех представленных на модели УУД рассмотрим значение формирования коммуникативных УУД, т.к. это смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.(см. Приложение).

Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению при деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном решении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД

1. Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)

1.1 Потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

1.2 Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

1.3 Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

1.4 Ориентация на партнера по общению;

1.5 Умение слушать собеседника;

2. Коммуникация как общение (интеракция)

2.1 Понимание возможности раз¬личных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

2.2 Ориентация на позицию других людей, I отличную от собствен¬ной, уважение иной точки зрения;

2.3 Понимание! возможности раз¬ных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору.

2.4 Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

3. Коммуникация как кооперация

3.1 Умение договариваться, находить общее решение;

3.2 Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

3.3 Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

3.4 Взаимоконтроль и взаимопо¬мощь по ходу выполнения задания.

4. Коммуникация как условие интериоризании

4.1 Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

4.2 Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

4.3 Умение с помощью вопросов получать необходимые сведе¬ния от партнера но деятельности.

Педагог — психолог: И.А.Любашенко

поделиться:
просмотров: 4463 | дата: 2011-05-06 15:54:03