Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения нового государственного стандарта в систему образования
Государственный образовательный стандарт нового поколения сформулирован как социальный заказ на основе согласования интересов всех сторон, заинтересованных в развитии образования - семьи, общества и государства.
Образовательный стандарт представляет собой совокупность трех систем требований:
- к структуре основных образовательных программ;
- к результатам их освоения;
условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Принципиальное отличие новых стандартов второго поколения от существующего стандарта заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат. Во главу угла, таким образом, ставится личность ребенка, а не просто получение знаний.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи. В зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.
Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения ФГОС- 2 включают целый комплекс взаимодействия родителей со школой, носящий как обучающий так и коррекционный характер. Методы коррекции в работе предполагают изменения отношений родителей детей, родителей к процессу воспитания.
- Партнерские отношения семьи и школы нацелены на повышение психолого — педагогической компетентности родителей;
- владение родителями информацией о роли потребности у детей в общении с близкими взрослыми и сверстниками для формирования гармоничной личности;
- расширение и содержательное обогащение видов совместной деятельности ребенка и родителей;
- повышение культуры общения родителей и детей;
- организацию условий для осознания самим родителем особенностей своего эмоционального отношения к ребенку, родительских чувств;
- развитие форм сотрудничества и кооперации в отношениях, формирование внутрисемейного доверия.
- Эффективность воспитательной работы зависит и от взаимоотношений родителей и учителя, его умения сотрудничать со школой, опираясь на ее помощь и поддержку. Это кропотливая работа и формы ее разнообразны.
- Это и посещение родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы как с классным руководителем, так и с учителями — предметниками, участе в родительских конференциях, «круглых столах» и т.д.
- Однако, разнообразие форм и методов еще не всегда обеспечивает успех. Основная и главная задача родителей — сделать школу своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений со школой.
В рамках Государственного образовательного стандарта нового поколения большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД). В широком значении — это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД представляют собой целостную систему и представить ее можно в виде пересекающихся кругов.
Рис. 1. Модель системы УУД
Можно видеть, что фактически все виды УУД имеют пересечения с одним, двумя или тремя видами УУД.
Из всех представленных на модели УУД рассмотрим значение формирования коммуникативных УУД, т.к. это смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.(см. Приложение).
Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению при деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном решении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД
1. Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)
1.1 Потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
1.2 Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
1.3 Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
1.4 Ориентация на партнера по общению;
1.5 Умение слушать собеседника;
2. Коммуникация как общение (интеракция)
2.1 Понимание возможности раз¬личных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
2.2 Ориентация на позицию других людей, I отличную от собствен¬ной, уважение иной точки зрения;
2.3 Понимание! возможности раз¬ных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору.
2.4 Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
3. Коммуникация как кооперация
3.1 Умение договариваться, находить общее решение;
3.2 Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
3.3 Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
3.4 Взаимоконтроль и взаимопо¬мощь по ходу выполнения задания.
4. Коммуникация как условие интериоризании
4.1 Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
4.2 Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
4.3 Умение с помощью вопросов получать необходимые сведе¬ния от партнера но деятельности.
Педагог — психолог: И.А.Любашенко