О результатах исследования распространенности негативных явлений в подростковой среде

Несмотря на отсутствие в образовательных учреждениях подразделений и специалистов, курирующих непосредственно вопросы профилактики, не приходится сомневаться, что работа в этом направлении осуществляется силами педагогических коллективов школ. В настоящее время существует немало профилактических программ и отдельных мероприятий, основанных на различных психолого-педагогических принципах. Многие из них реализуются педагогами в рамках комплексной превентивной работы с детьми и подростками. Но возникает проблема оценки результатов той работы, которая ежегодно проводится в данном направлении. И собственного рефлексивного опыта и наблюдений педагога, осуществляющего профилактику, бывает недостаточно для оценки эффективности воспитательного воздействия. Инструментом, позволяющим оценивать как результаты отдельных мероприятий, так и комплексные психолого-педагогические программы является анкетный опрос. Систематические исследования с использованием анкетного опроса позволяют выявить те положительные изменения наркоситуации в школе, которые происходят под воздействием профилактической работы.

С целью оценки динамики наркоситуации в образовательных учреждениях м.р. Похвистневский специалистом Кабинета профилактики наркомании педагогом-психологом Каляевой А.О. в 2010г. (февраль-апрель) и 2011г. (март-май) проведено два среза. В исследовании приняли участие учащиеся 7-11 классов МОУ Среднеаверкинской СОШ, МОУ Нижнеаверкинской СОШ, МОУ Малоибряйкинской ООШ, МОУ Рысайкинской СОШ, МОУ Новомансуркинской СОШ, МОУ Кротковской СОШ, МОУ Стюхинской ООШ. Выборка составила: 2010г. - 176 человек, 2011г. - 133 человека.

Задачи исследования:

  1. Оценка уровня распространенности негативных явлений в подростковой среде: факты первых проб, частота употребления на момент опроса.
  2. Выявление факторов риска наркотизации и алкоголизации подростков.
  3. Исследование отношения подростков к различным негативным явлениям: курению, употреблению алкоголя и наркотиков.

Оценивался также уровень наркогенности социальной среды, окружающей подростков, которую составляют:

  • распространенность негативных явлений среди сверстников,
  • доступность табачной, алкогольной и наркотической продукции.

Так, в 2010г. число подростков, беспрепятственно приобретающих табачную продукцию, составило 41%, алкоголь - 39%, наркотические вещества - 6%. По результатам среза 2011г. результаты следующие:

  • табачная продукция - 31%,
  • спиртные напитки - 35%,
  • наркотические вещества - 3%.

Наблюдается некоторая положительная динамика. Тем не менее, около трети подростков уверены в том, что могут беспрепятственно приобретать так называемые «легальные» наркотики - сигареты и алкоголь. Это значит, что учащиеся имеют не только достаточные средства (карманные деньги), но и возможности - закон, запрещающий продажу подобной продукции несовершеннолетним, не воспринимается как препятствие. Это, в свою очередь, может означать, что имеют место неоднократные факты продажи табачной и алкогольной продукции подросткам.

Распространенность негативных явлений в среде сверстников оценивалась подростками по своим собственным наблюдениям. По итогам первого среза, 73% опрошенных ребят указывали на факты курения, 56% - употребления алкоголя, наркотических веществ - 5%. В 2011г. результаты следующие:

  • на факты курения среди сверстников указывают 61% учащихся,
  • употребления спиртных напитков - 69%,
  • употребления наркотических веществ - не выявлено.

Тревожная динамика отмечена по фактам употребления спиртных напитков (56% и 69%). Все больше подростков указывают на то, что среди сверстников распространено употребление алкоголя. Высокий уровень наркогенности среды опасен тем, что может порождать убежденность «все пробовали», «все пьют и живы-здоровы» и т.п.

Уровень распространенности негативных явлений среди учащихся составляют также:

  • факты первых проб,
  • частота и мотивы употребления опасных веществ.

Опыт употребления табачной, алкогольной продукции и наркотических веществ:

Таблица №1. Факты проб
Срез Приходилось курить Употреблять спиртные напитки Употреблять наркотические вещества
2010г. 32% 57% 1%
2011г. 41% 63% -

Итак, факты проб «легальных» наркотиков возрастают, что может быть напрямую связано с высоким уровнем наркогенности среды: во-первых, многие сверстники уже попробовали курить и выпивать, а во-вторых, приобрести сигареты и алкоголь не так сложно - есть карманные средства и недобросовестные продавцы. Тем не менее, факты проб не всегда приводят к регулярному употреблению психоактивных веществ. И здесь особенно важно направить профилактическую работу на формирование у учащихся навыков противостояния негативному влиянию среды.

Сравним теперь частоту употребления психоактивных веществ на моменты первого и второго срезов.

Таблица №2.
Срез 2010г. 2011г.
Частота употребления табачной продукции
Регулярное употребление 10% 8%
Эпизодическое употребление 9% 9%
Частота употребления спиртных напитков
Регулярное употребление 15% 3%
Эпизодическое употребление 21% 38%
Частота употребления наркотических веществ
Регулярное употребление - -
Эпизодическое употребление 1% -

Результаты сравнения показывают, что количество подростков, регулярно курящих, снизилось на 2%. Отрадно, что по итогам второго среза не выявлено учащихся, употребляющих наркотическое вещества. Сократилось также количество подростков, регулярно выпивающих. Однако тревожит, что почти вдвое возрасло число учащихся, эпизодически употребляющих спиртные напитки. Среди них большинство ответили, что выпивают редко, но, тем не менее, даже здесь наблюдается определенная периодичность, ведь поводом для выпивки становятся праздники и встречи. Повторяясь, они формируют устойчивую ассоциацию с алкоголем. Здесь также стоит рассмотреть те мотивы, по которым подростки выпивают. По результатам среза 2010г. среди мотивировок к выпивке доминировали следующие: «по праздникам», «за компанию». По итогам второго среза мотивы расширяются: подростки выпивают «для поднятия настроения», «для удовольствия», отвлекаются от проблем и стресса. Очевидно что, несмотря на разницу в формулировках, все перечисленные мотивы связаны между собой и основу их составляют процессы, происходящие в подростковых группах. Школьники собираются компаниями (без повода или «по праздникам») и выпивка органично включается в процесс общения, поднимает настроение, расслабляет, отвлекает от повседневных проблем.

Здесь мы вплотную подходим к выявлению и пониманию факторов риска алкоголизации и наркотизации подростков. По итогам первого среза наиболее значимым фактором оказалось групповое давление - 25% опрошенных в 2010г. учащихся ответили, что «невозможно сопротивляться, когда закурить или выпить тебе предлагают в знакомой компании», по результатам второго среза - 26%. Таким образом, данный фактор риска остается актуальным. 3% опрошенных (5% в 2010г.) регулярно выступают в качестве негативных лидеров - они являются инициаторами выпивки и привлекают к этому своих друзей. 18% (23% в 2010г.) ребят ответили, что сигареты или алкоголь помогают им снимать напряжение. То есть в качестве фактора риска можно также выделить неумение конструктивно справляться со стрессом. Менее значимым оказался фактор любопытства и склонности к новым необычным ощущениям - 4% (11% в 2010г.).

Итак, наиболее очевидным фактором риска в группе обследованных в 2011г. подростков является внушаемость. Неразрывно связан с групповым влиянием и фактор подверженности стрессу, ведь в подавляющем большинстве со стрессовыми ситуациями подросток сталкивается все в той же значимой группе, где пытается найти место среди сверстников, не потеряв при этом своей индивидуальности.

Стоит добавить, что по результатам анкетирования 2011г. были выявлены также особенности отношения подростков к различным негативным явлениям. Большинство опрошенных учащихся негативно относятся к наркотическим веществам и сверстникам, их употребляющим. 97% ребят ответили, что если бы у них появилась бесплатная возможность расслабиться под воздействием наркотика, они бы отказались. И тем не менее, нельзя не отметить некоторую самонадеянность, с которой подростки относятся к проблеме наркомании. Например:

  • 65% опрошенных уверены, что наркомания - это просто вредная привычка, от которой легко избавиться, если захотеть,
  • 51% ребят полагают, что «употреблять или не употреблять» - это личное дело каждого,
  • 36% считают, что, несмотря на риск, в жизни стоит попробовать все.

Эти данные могут указывать на то, что многие подростки не имеют четких представлений о последствиях употребления наркотиков для здоровья человека, его будущего, семьи, общества в целом.

Выводы:

  • Уровень наркогенности среды, окружающей подростков, остается потенциально опасным. Около трети подростков имеют возможность беспрепятственно приобретать «легальные» наркотики - табачную и алкогольную продукцию.
  • Риск наркотизации подростков повышает также тот факт, что степень распространенности негативных явлений в среде сверстников достаточно высокая, на что указывают сами учащиеся.
  • Отмечено, что в целом сокращается частота регулярного курения и употребления алкоголя. Не выявлено также фактов употребления наркотических веществ. Тем не менее, тревожит, что возрастает число подростков, эпизодически употребляющих алкоголь. Среди мотивировок к выпивкам выделены следующие: «для поднятия настроения», «для удовольствия», «чтобы отвлечься от проблем, стресса».

Наиболее выраженным фактором риска остается повышенная внушаемость и подверженность групповому влиянию.

При том, что большинство подростков негативно относятся к наркотикам, отмечено, что учащиеся не имеют четких представлений о последствиях употребления наркотиков.

Каляева А.О., педагог-психолог
ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр»

поделиться:
просмотров: 2805 | дата: 2011-05-24 08:47:05