Программа развития ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о.Похвистнево

«Создание сетевого сообщества педагогов Северо-Восточного образовательного округа как эффективной формы повышения квалификации»

1. Информационная справка о Ресурсном центре

Ресурсный центр г.о.Похвистнево был создан как образовательное учреждение нового типа в декабре 2002 года в результате эксперимента по созданию образовательных округов в Самарской области.

В настоящее время Ресурсный центр обслуживает 74 учреждения и 1756 педагогических работников 5 муниципальных районов: г.о.Похвистнево, м.р.Похвистневский, м.р.Клявлинский, м.р.Камышлинский, м.р.Исаклинский, которые входят в состав Северо-Восточного образовательного округа.

Ресурсный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития региональной системы образования и профессиональными потребностями педагогического сообщества.

Гибкая организационная структура Ресурсного центра позволяет быстро решать задачи, которые определены в государственном задании. Ресурсный центр в своей структуре имеет следующие отделы и службы:

  • информационно-методический отдел;
  • отдел информационных технологий;
  • социопсихологический отдел;
  • отдел статистики;
  • служба профкарьеры;
  • служба ТАСО;
  • и временные группы для решения возникающих проблем.

Ресурсный центр располагает достаточными организационными, кадровыми, материально-техническими, информационными ресурсами, что позволяет ему осуществлять деятельность по различным направлениям, которые определены Уставом Ресурсного центра и государственным заданием.

Для выполнения задач Ресурсный центр сотрудничает с различными учреждениями:

  • СИПКРО, ПГСГА, ЦПО - по вопросам организации повышения квалификации;
  • образовательные учреждения СВУ – по вопросам обмена ресурсами;
  • РЦМО - по вопросам образовательной статистики, организации ЕГЭ;
  • ЦПО – по вопросам профкарьеры, профильного и предпрофильного обучения;
  • ЦСО, РСПЦ – по вопросам интегрированного обучения и психологического сопровождения;
  • Как учреждение инновационного типа, Ресурсный центр стремится представлять опыт своей работы в педагогическом сообществе на муниципальном, региональном и Всероссийском уровне.

За 8 лет своей деятельности Ресурсный центр стал необходимым элементом системы образования Северо-Восточного округа. Он выполняет ряд важных функций, без которых невозможно функционирование и развитие педагогического сообщества, - функции организационные, консультационные, экспертные, тьюторские, информационные и методические, функции психологической службы.

Для эффективного выполнения своих функций Ресурсный центр обладает необходимым кадровым потенциалом. В центре работают 29 методистов и специалистов, 94% имеют высшее образование (кроме библиотекаря и техника), 35% имеют звание «Отличник народного просвещения», 35% имеют высшую квалификационную категорию методиста, 14% - первую квалификационную категорию. Администраторы Ресурсного центра имеют высшую и первую квалификационную категории.

Сотрудники Ресурсного центра регулярно повышают свою квалификацию, прошли спецподготовку по проблемам интегрированного образования, социального проектирования, организации работы с одаренными детьми, здоровьесбережения, профильного обучения, предпрофильной подготовки, ФГОС, управление методическим сопровождением достижения приоритетов развития образования на уровне образовательного округа.

2. Аналитическое обоснование необходимости преобразований

Одна из стратегических целей Ресурсного центра - создание оптимальных условий для профессионального развития педагогов. Анализ результатов работы Ресурсного центра по данному направлению показывает, что реализация планов развития Ресурсного центра способствовала достижению положительных результатов: новых образцов управленческой, учебной, педагогической деятельности и экспериментальной педагогической практики:

  • подготовлен современный педагог-профессионал, способный эффективно работать в новом информационном обществе и достигать новый образовательный результат;
  • появились новые элементы в системе повышения профессионализма педагогов за счет распространения положительного опыта, за счет выстраивания связи между повышением квалификации и аттестацией педагогических кадров, за счет организации эффективного взаимодействия с наукой посредством организации и проведения курсов повышения квалификации.

В ходе реализации целевых программ различного уровня формируется и развивается информационная среда округа. Достигнуты следующие результаты:

Сроки Административный персонал  Педагогический персонал Учебно-вспомогательный персонал
нача
льный 
навык
осно
вной 
навык
 професс
ион
альный
навык
нача
льный 
навык
основ
ной 
навык
профессио
нальный
навык
нача
льный 
навык
основ
ной 
навык
профессио
нальный 
навык
2007-2008 уч.г. 43 % 49 % 7 % 46 % 30 % 2 % 51 % 38 % 4 %
2008-2009 уч.г. 28 % 63 % 8 % 43 % 46 % 4 % 57 % 37 % 3 %
2009-2010 уч.г. 29 % 57 % 12 % 39 % 47 % 12 % 54 % 33 % 7 %

Подготовленность педагогических кадров к применению ИКТ

Уровень подготовленности имеет положительную динамику.

Динамика изменения показателя «ученик-компьютер» по СВУ:

  • 2007-2008 г. — 11,0
  • 2009-2010 г. - 9,0

Наблюдается положительная тенденция к изменению показателя «ученик-компьютер».

Доля ПК подключенных к сети Интернет:

  • 2007-2008 г. - 27%
  • 2009-2010 г. - 37%

Доля учреждений имеющих интерактивное оборудование:

  • интерактивное — 44%
  • проекционное — 78%

Таким образом, в течение последних лет Ресурсный центр сумел создать благоприятные условия для профессионального роста педагогов ОУ — курсы ПК по приоритетным направления модернизации по месту жительства педагогов, конкурсы профмастерства, деятельность опорных образовательных учреждений — носителей опыта по актуальным направлениям модернизации, площадки по апробации инновационного опыта, информационную среду. Ежегодное повышение квалификации составляет 38% педагогов (при норме — 20%).

Однако, возникла новая проблема - внедрение новых технологий, в том числе ИКТ, отстает от обученности педагогов. Причина — затруднения педагогов в применении знаний на практике. Поэтому нужны новые подходы к организации повышения квалификации - «Развитие интерактивной методической поддержки педагогов - придаст новый импульс развитию учительского потенциала» (доклад министра образования и науки Самарской области Овчинникова Д.Е. на августовской педагогической конференции 18.08.2010 г.).

В условиях модернизации системы образования особое значение приобретает организация сетевого взаимодействия на основе добровольной кооперации и самоорганизации. Динамичность структуры, большое количество внешних связей определяет надежность складывающейся инновационной модели.

Новая форма профессионального общения и ПК, как наиболее мобильная и эффективная, - сетевое сообщество, которое позволит педагогам, живущим на разных территориях округа, повышать свой профессиональный уровень, решать профессиональные проблемы; и дистанционные курсы методистов РЦ для педагогов округа, которые позволят осуществлять непрерывное, своевременное и в удобное для педагога время и место повышение квалификации.

Работа в сетевом сообществе позволит педагогам и обучение на дистанционных курсах по актуальным проблемам:

  • Внедрить в практику работы теоретические знания, полученные в ходе повышения квалификации;
  • Осуществлять обмен инновационным опытом;
  • Расширять знания в педагогике и методике;
  • Повысить качество преподавания и, в конечном счете, достигнуть нового образовательного результата.

Новая система методической поддержки – сетевое сообщество учителей округа и дистанционные курсы придадут новый импульс развитию учительского потенциала. Всё это делает проблему создания сетевого сообщества педагогов СВУ и внедрению дистанционной формы обучения педагогов актуальной.

Ресурсный центр располагает необходимым кадровым информационно-техническим ресурсом для реализации программы развития:

  1. обучены тьюторы — методисты и техники Ресурсного центра на базе СИПКРО по программам:
    • «Обучение учителей-предметников средствами ИКТ»
    • «Методика организации и поддержки различных субъектов образовательного процесса в открытой сетевой среде» (Московский государственный педагогический университет)
    • «Формирование банка педагогической информации средствами универсальных информационных технологий» (сайтостроение) СИПКРО
  2. Технический ресурс — сервер, наличие выхода в Интернет, компьютерная техника, видеооборудование и т. д.
  3. информационный ресурс — действуют сайты ОУ, Ресурсного центра, Северо-Восточного управления.

Таким образом, результаты работы Ресурсного центра за последние годы по проблеме развития учительского потенциала и необходимые кадровые и информационно-технические ресурсы Центра могут стать стартовой площадкой для разработки и дальнейшей реализации программы развития, технического и технологического обеспечения сетевого взаимодействия.

Цель программы: создание единой информационной среды, способствующей развитию информационно-коммуникативной компетенции педагогических работников ОУ округа средствами сетевого взаимодействия для повышения качества образования.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • Обучить педагогов сетевым технологиям.
  • Создать сайт сетевого сообщества педагогов Северо-Восточного округа.
  • Развивать Сетевое сообщество педагогов округа как эффективный методический ресурс.
  • Организовать повышения квалификации в дистанционной форме.

3. Срок действия программы и этапы ее реализации

Срок действия программы: 2010-2012 гг.
Этапы реализации программы:
  I этап — поисково-теоретический: 2010 г.
  II этап — опытно-экспериментальный: 2011 г.
  III этап — аналитико-коррекционный: 2012 г.

4. План реализации программы

Задачи Мероприятия сроки Ожидаемые результаты
1 Рабочие совещания и семинары для педагогов округа  по общей теме «Интернет-сервисы и инструменты социальных сетей» Январь –февраль 2011 Обученность владению навыками работы в социальных и сетевых сообществах Интернет – 50% педагогов округа
1 Организация участия педагогов в сетевых сообществах     Февраль 2011 Участие в работе профессиональных сетевых сообществах – 45% из обученных
2 Разработать нормативную базу сайта сетевого сообщества Январь 2011 Наличие нормативной базы сетевого сообщества (положение, приказы, должностные обязанности и т.д.)
2 Создать сайт сетевого сообщества Январь 2011 Работающий сайт сетевого сообщества
2 Организовать  презентацию сетевого сообщества Февраль 2011 Презентация
2 Создание экспертных групп из практикующих педагогов по оцениванию размещенных на сайте работ учителей Июнь 2011г. Наличие экспертных групп
2 Консультации педагогов В течение действия программы Удовлетворенность педагогов – 95%
3. Создание предметных и проблемных сообществ на сайте Сетевого сообщество   В течение 2012г. Наличие в сетевом сообществе не менее 10 предметных сообществ и не менее 6 проблемных.
3. Организация и проведение в Сетевом сообществе Конкурса практических электронных пособий под операционную систему Linux   Октябрь-ноябрь 2012г. Охват участия в конкурсе не менее 10%
3. Создание форума на сайте по актуальным педагогическим проблемам   В течение действия программы Не менее 4 форумов
3. Развития инструментария для активизации сетевой деятельности педагогов (рассылки, чаты, гостевая книга) В течение действия программы Существование рассылки для участников сообщества, наличие гостевой книги, чатов участников
4 Разработать программу дистанционного курса по теме «Сетевое сообщество как одна из форм повышения квалификации» Январь 2011г. Наличие программы
4 Разработка учебных материалов курса Январь-февраль 2011г. Разработанный УМК
4 Презентация курса «Сетевое сообщество как одна из форм повышения квалификации» Март 2011г. Презентация для педагогов округа
4 Обучение педагогов 2011 – 2012гг. 4 группы в среднем по 25 человек
5 Анализ результатов реализации программы Декабрь 2012г. Достижение более высокого уровня качества образования – %  Повышения профессиональной и ИК компетентностей педагогов - %

5. Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Системные изменения в округе за счет сетевого характера осуществления инноваций;
  2. Информационная среда, обеспечивающая повышение качества образования в ОУ округа;
  3. Создание условий для поэтапного перехода ОУ округа к новому уровню образования на основе внедрения инновационных технологий;
  4. Повышение квалификации преподавателей и специалистов МОУ СОШ, УПО.
поделиться:
категория: План работы
просмотров: 4346 | дата: 2011-05-31 13:38:41