Программа развития ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о.Похвистнево
«Создание сетевого сообщества педагогов Северо-Восточного образовательного округа как эффективной формы повышения квалификации»
1. Информационная справка о Ресурсном центре
Ресурсный центр г.о.Похвистнево был создан как образовательное учреждение нового типа в декабре 2002 года в результате эксперимента по созданию образовательных округов в Самарской области.
В настоящее время Ресурсный центр обслуживает 74 учреждения и 1756 педагогических работников 5 муниципальных районов: г.о.Похвистнево, м.р.Похвистневский, м.р.Клявлинский, м.р.Камышлинский, м.р.Исаклинский, которые входят в состав Северо-Восточного образовательного округа.
Ресурсный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития региональной системы образования и профессиональными потребностями педагогического сообщества.
Гибкая организационная структура Ресурсного центра позволяет быстро решать задачи, которые определены в государственном задании. Ресурсный центр в своей структуре имеет следующие отделы и службы:
- информационно-методический отдел;
- отдел информационных технологий;
- социопсихологический отдел;
- отдел статистики;
- служба профкарьеры;
- служба ТАСО;
- и временные группы для решения возникающих проблем.
Ресурсный центр располагает достаточными организационными, кадровыми, материально-техническими, информационными ресурсами, что позволяет ему осуществлять деятельность по различным направлениям, которые определены Уставом Ресурсного центра и государственным заданием.
Для выполнения задач Ресурсный центр сотрудничает с различными учреждениями:
- СИПКРО, ПГСГА, ЦПО - по вопросам организации повышения квалификации;
- образовательные учреждения СВУ – по вопросам обмена ресурсами;
- РЦМО - по вопросам образовательной статистики, организации ЕГЭ;
- ЦПО – по вопросам профкарьеры, профильного и предпрофильного обучения;
- ЦСО, РСПЦ – по вопросам интегрированного обучения и психологического сопровождения;
- Как учреждение инновационного типа, Ресурсный центр стремится представлять опыт своей работы в педагогическом сообществе на муниципальном, региональном и Всероссийском уровне.
За 8 лет своей деятельности Ресурсный центр стал необходимым элементом системы образования Северо-Восточного округа. Он выполняет ряд важных функций, без которых невозможно функционирование и развитие педагогического сообщества, - функции организационные, консультационные, экспертные, тьюторские, информационные и методические, функции психологической службы.
Для эффективного выполнения своих функций Ресурсный центр обладает необходимым кадровым потенциалом. В центре работают 29 методистов и специалистов, 94% имеют высшее образование (кроме библиотекаря и техника), 35% имеют звание «Отличник народного просвещения», 35% имеют высшую квалификационную категорию методиста, 14% - первую квалификационную категорию. Администраторы Ресурсного центра имеют высшую и первую квалификационную категории.
Сотрудники Ресурсного центра регулярно повышают свою квалификацию, прошли спецподготовку по проблемам интегрированного образования, социального проектирования, организации работы с одаренными детьми, здоровьесбережения, профильного обучения, предпрофильной подготовки, ФГОС, управление методическим сопровождением достижения приоритетов развития образования на уровне образовательного округа.
2. Аналитическое обоснование необходимости преобразований
Одна из стратегических целей Ресурсного центра - создание оптимальных условий для профессионального развития педагогов. Анализ результатов работы Ресурсного центра по данному направлению показывает, что реализация планов развития Ресурсного центра способствовала достижению положительных результатов: новых образцов управленческой, учебной, педагогической деятельности и экспериментальной педагогической практики:
- подготовлен современный педагог-профессионал, способный эффективно работать в новом информационном обществе и достигать новый образовательный результат;
- появились новые элементы в системе повышения профессионализма педагогов за счет распространения положительного опыта, за счет выстраивания связи между повышением квалификации и аттестацией педагогических кадров, за счет организации эффективного взаимодействия с наукой посредством организации и проведения курсов повышения квалификации.
В ходе реализации целевых программ различного уровня формируется и развивается информационная среда округа. Достигнуты следующие результаты:
Сроки | Административный персонал | Педагогический персонал | Учебно-вспомогательный персонал | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
нача льный навык |
осно вной навык |
професс ион альный навык |
нача льный навык |
основ ной навык |
профессио нальный навык |
нача льный навык |
основ ной навык |
профессио нальный навык |
|
2007-2008 уч.г. | 43 % | 49 % | 7 % | 46 % | 30 % | 2 % | 51 % | 38 % | 4 % |
2008-2009 уч.г. | 28 % | 63 % | 8 % | 43 % | 46 % | 4 % | 57 % | 37 % | 3 % |
2009-2010 уч.г. | 29 % | 57 % | 12 % | 39 % | 47 % | 12 % | 54 % | 33 % | 7 % |
Подготовленность педагогических кадров к применению ИКТ
Уровень подготовленности имеет положительную динамику.
Динамика изменения показателя «ученик-компьютер» по СВУ:
- 2007-2008 г. — 11,0
- 2009-2010 г. - 9,0
Наблюдается положительная тенденция к изменению показателя «ученик-компьютер».
Доля ПК подключенных к сети Интернет:
- 2007-2008 г. - 27%
- 2009-2010 г. - 37%
Доля учреждений имеющих интерактивное оборудование:
- интерактивное — 44%
- проекционное — 78%
Таким образом, в течение последних лет Ресурсный центр сумел создать благоприятные условия для профессионального роста педагогов ОУ — курсы ПК по приоритетным направления модернизации по месту жительства педагогов, конкурсы профмастерства, деятельность опорных образовательных учреждений — носителей опыта по актуальным направлениям модернизации, площадки по апробации инновационного опыта, информационную среду. Ежегодное повышение квалификации составляет 38% педагогов (при норме — 20%).
Однако, возникла новая проблема - внедрение новых технологий, в том числе ИКТ, отстает от обученности педагогов. Причина — затруднения педагогов в применении знаний на практике. Поэтому нужны новые подходы к организации повышения квалификации - «Развитие интерактивной методической поддержки педагогов - придаст новый импульс развитию учительского потенциала» (доклад министра образования и науки Самарской области Овчинникова Д.Е. на августовской педагогической конференции 18.08.2010 г.).
В условиях модернизации системы образования особое значение приобретает организация сетевого взаимодействия на основе добровольной кооперации и самоорганизации. Динамичность структуры, большое количество внешних связей определяет надежность складывающейся инновационной модели.
Новая форма профессионального общения и ПК, как наиболее мобильная и эффективная, - сетевое сообщество, которое позволит педагогам, живущим на разных территориях округа, повышать свой профессиональный уровень, решать профессиональные проблемы; и дистанционные курсы методистов РЦ для педагогов округа, которые позволят осуществлять непрерывное, своевременное и в удобное для педагога время и место повышение квалификации.
Работа в сетевом сообществе позволит педагогам и обучение на дистанционных курсах по актуальным проблемам:
- Внедрить в практику работы теоретические знания, полученные в ходе повышения квалификации;
- Осуществлять обмен инновационным опытом;
- Расширять знания в педагогике и методике;
- Повысить качество преподавания и, в конечном счете, достигнуть нового образовательного результата.
Новая система методической поддержки – сетевое сообщество учителей округа и дистанционные курсы придадут новый импульс развитию учительского потенциала. Всё это делает проблему создания сетевого сообщества педагогов СВУ и внедрению дистанционной формы обучения педагогов актуальной.
Ресурсный центр располагает необходимым кадровым информационно-техническим ресурсом для реализации программы развития:
- обучены тьюторы — методисты и техники Ресурсного центра на базе СИПКРО по программам:
- «Обучение учителей-предметников средствами ИКТ»
- «Методика организации и поддержки различных субъектов образовательного процесса в открытой сетевой среде» (Московский государственный педагогический университет)
- «Формирование банка педагогической информации средствами универсальных информационных технологий» (сайтостроение) СИПКРО
- Технический ресурс — сервер, наличие выхода в Интернет, компьютерная техника, видеооборудование и т. д.
- информационный ресурс — действуют сайты ОУ, Ресурсного центра, Северо-Восточного управления.
Таким образом, результаты работы Ресурсного центра за последние годы по проблеме развития учительского потенциала и необходимые кадровые и информационно-технические ресурсы Центра могут стать стартовой площадкой для разработки и дальнейшей реализации программы развития, технического и технологического обеспечения сетевого взаимодействия.
Цель программы: создание единой информационной среды, способствующей развитию информационно-коммуникативной компетенции педагогических работников ОУ округа средствами сетевого взаимодействия для повышения качества образования.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- Обучить педагогов сетевым технологиям.
- Создать сайт сетевого сообщества педагогов Северо-Восточного округа.
- Развивать Сетевое сообщество педагогов округа как эффективный методический ресурс.
- Организовать повышения квалификации в дистанционной форме.
3. Срок действия программы и этапы ее реализации
Срок действия программы: 2010-2012 гг.
Этапы реализации программы:
I этап — поисково-теоретический: 2010 г.
II этап — опытно-экспериментальный: 2011 г.
III этап — аналитико-коррекционный: 2012 г.
4. План реализации программы
Задачи | Мероприятия | сроки | Ожидаемые результаты |
---|---|---|---|
1 | Рабочие совещания и семинары для педагогов округа по общей теме «Интернет-сервисы и инструменты социальных сетей» | Январь –февраль 2011 | Обученность владению навыками работы в социальных и сетевых сообществах Интернет – 50% педагогов округа |
1 | Организация участия педагогов в сетевых сообществах | Февраль 2011 | Участие в работе профессиональных сетевых сообществах – 45% из обученных |
2 | Разработать нормативную базу сайта сетевого сообщества | Январь 2011 | Наличие нормативной базы сетевого сообщества (положение, приказы, должностные обязанности и т.д.) |
2 | Создать сайт сетевого сообщества | Январь 2011 | Работающий сайт сетевого сообщества |
2 | Организовать презентацию сетевого сообщества | Февраль 2011 | Презентация |
2 | Создание экспертных групп из практикующих педагогов по оцениванию размещенных на сайте работ учителей | Июнь 2011г. | Наличие экспертных групп |
2 | Консультации педагогов | В течение действия программы | Удовлетворенность педагогов – 95% |
3. | Создание предметных и проблемных сообществ на сайте Сетевого сообщество | В течение 2012г. | Наличие в сетевом сообществе не менее 10 предметных сообществ и не менее 6 проблемных. |
3. | Организация и проведение в Сетевом сообществе Конкурса практических электронных пособий под операционную систему Linux | Октябрь-ноябрь 2012г. | Охват участия в конкурсе не менее 10% |
3. | Создание форума на сайте по актуальным педагогическим проблемам | В течение действия программы | Не менее 4 форумов |
3. | Развития инструментария для активизации сетевой деятельности педагогов (рассылки, чаты, гостевая книга) | В течение действия программы | Существование рассылки для участников сообщества, наличие гостевой книги, чатов участников |
4 | Разработать программу дистанционного курса по теме «Сетевое сообщество как одна из форм повышения квалификации» | Январь 2011г. | Наличие программы |
4 | Разработка учебных материалов курса | Январь-февраль 2011г. | Разработанный УМК |
4 | Презентация курса «Сетевое сообщество как одна из форм повышения квалификации» | Март 2011г. | Презентация для педагогов округа |
4 | Обучение педагогов | 2011 – 2012гг. | 4 группы в среднем по 25 человек |
5 | Анализ результатов реализации программы | Декабрь 2012г. | Достижение более высокого уровня качества образования – % Повышения профессиональной и ИК компетентностей педагогов - % |
5. Ожидаемые результаты реализации программы
- Системные изменения в округе за счет сетевого характера осуществления инноваций;
- Информационная среда, обеспечивающая повышение качества образования в ОУ округа;
- Создание условий для поэтапного перехода ОУ округа к новому уровню образования на основе внедрения инновационных технологий;
- Повышение квалификации преподавателей и специалистов МОУ СОШ, УПО.