Справка об итогах экспертизы ООП дошкольного образования на соответствие требований ФГТ
В соответствии с Законом образования РФ и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
В соответствии с письмом директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Низиенко Е.Н. от 21.10.2010 № 03-248 министерством образования и науки Самарской области установлен переходный период для внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) в образовательных учреждениях Самарской области до 1 сентября 2012 года и разработан план соответствующих мероприятий.
В течение переходного периода всем образовательным учреждениям СВУ, реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного образования (далее – ДОУ), необходимо было разработать (скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
При разработке основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой конкретным образовательным учреждением, следовало учитывать направляемые методические рекомендации (Приложение к письму директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Низиенко Е.Н. от 21.10.2010 № 03-248Руководители всех образовательных учреждений округа ознакомлены с приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009года № 655), а так же с комплексными программами нового поколения.
Согласно приказу №023 – од от 22.06.2012г РЦ провел экспертизу основных программ дошкольного образования на соответствие ФГТ. По состоянию на 01.07.2012 года дошкольные образовательные учреждения разработали и представили программы: г.о. Похвистнево -11учреждений из12 ,что составляет 92%, Похвистневский район-11 учреждений из 22 (50%) ,Исаклинский район 6из6,что составило100%,Клявлинский район -3из5 (60%) , Камышлинский район 8из8(100%). Наиболее благоприятная ситуация на соответствие содержания ООП требованиям ФГТ отмечается в г.о Похвистнево. Как показал просмотр программ , основные недоработки связаны с недостаточным учетом принципов, ставших концептуальной основой для разработки программы (п. 2.4. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования):
- не в полной мере соблюден принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей в программах;
- недостаточно прослеживается развивающий характер образования в содержании программы ;
- принцип научной обоснованности в разработке программы, связанный с опорой на основные положения дошкольной педагогики и возрастной психологии отражен недостаточно;
- зачастую страдает принцип практической применимости разработанных программ ;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности нарушен, наблюдается информационная перегруженность содержательных разделов;
- реализация принципа интеграции образовательных областей вызвала затруднение;
- значительная часть учреждений затрудняется в сочетании непосредственно образовательной деятельности и проведения режимных моментов ;
- выявлено несоответствие программ принципу учета возрастных особенностей детей, отсутствует приоритет игры;
Наибольшее затруднение у педагогов ДОУ вызывает определение «разумного минимума» при разработке содержания образовательной программы .
В программе должно быть предусмотрено взаимодействие с семьями. Это самый благополучный показатель - ДОУ полностью или частично предусмотрели данный раздел в своих программах.
В обязательной части программы все необходимые разделы (пояснительная записка, раздел о режиме, разделы, соответствующие 10 образовательным областям, коррекционная работа (для компенсирующих и комбинированных групп), планируемые результатов системы психолого-педагогического обследования детей, система мониторинга) выявлены только у 69% ДОУ (больше всего вопросов вызывает наполнение разделов «Содержание коррекционной работы (для детей с ОВЗ) и «Система мониторинга»).
70% ДОУ не разработали в программе региональный компонент с учетом специфики социально-экономических, национально-культурных, демографических и климатических условий в ДОУ.
Были выявлены следующие нарушения:
- основная общеобразовательная программа ДОУ, не содержит части, формируемой участниками образовательного процесса;
- ДОУ не обеспечивают функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования;
- раздел о содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей основной общеобразовательной программы ДОУ не содержит формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов, средств, методов и приемов работы с детьми;
- основная общеобразовательная программа ДОУ не содержит раздел о планируемых промежуточных результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- наличие в образовательной программе ДОУ ссылок сразу на несколько комплексных программ;
- отсутствие новых сеток планирования непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.
Уровни готовности ООП дошкольного образования на соответствие ФГТ в образовательных учреждениях СВУ МОиНСО
Территория | Кол-во СП дошколь-ного образова-ния | Кол-во ОУ, представивших ООП в РЦ | Уровни готовности | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Высокий | Средний | Ниже среднего | Низкий | |||
Г.о. Похвистнево | 12 | 11/92% | 4 | 5 | 1 | 1 |
М.р. Похвистневский | 22 | 11/50% | 1 | 2 | 4 | 4 |
М.р. Исаклинский | 6 | 6/100% | 1 | - | 1 | 4 |
М.р. Клявлинский | 5 | 3/60% | - | - | 2 | 1 |
М.р. камышлинский | 8 | 8/100% | - | 1 | 4 | 3 |
Итого по округу | 53 | 39/73,5% | 6/15% | 8/20,5% | 12/30,7% | 13/33,3% |
Результаты экспертизы 39 представленных программ на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, показали, что в дошкольных образовательных учреждениях Cеверо-Восточного округа разработаны и реализуются основные общеобразовательные программы, составленные в соответствии с ФГТ. Тем не менее, разработка основных общеобразовательных программ дошкольного образования еще вызывает затруднения у руководителей ДОУ, ввиду отсутствия федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Так как образовательная программа - это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке , руководителям ОУ рекомендовано продолжить работу по наполнению разделов ООП материалами в соответствии с ФГТ.
По результатам экспертизы была проделана следующая работа:
- Проведены индивидуальные и групповые консультации по вопросам разработки и написания ООП – 42 консультации для 65 педагогов округа.
- Проведен обучающий семинар для заместителей директоров ГБОУ по дошкольному образованию по теме: «Разработка образовательных программ дошкольного образования в соответствии ФГТ».
- Результаты экспертизы ООП на соответствие ФГТ были доведены до директоров образовательных учреждений округа на совещании руководителей 26.06.2012г.
Методист ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» Алюкова Е.В.
предыдущие:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Лист оценки основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с введением требований ФГТ
- О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Методические рекомендации к организации образовательного процесса в ДОУ
- Консультация для воспитателей. Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?