Справка об итогах экспертизы ООП дошкольного образования на соответствие требований ФГТ

В соответствии с Законом образования РФ и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В соответствии с письмом директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Низиенко Е.Н. от 21.10.2010 № 03-248 министерством образования и науки Самарской области установлен переходный период для внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) в образовательных учреждениях Самарской области до 1 сентября 2012 года и разработан план соответствующих мероприятий.

В течение переходного периода всем образовательным учреждениям СВУ, реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного образования (далее – ДОУ), необходимо было разработать (скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

При разработке основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой конкретным образовательным учреждением, следовало учитывать направляемые методические рекомендации (Приложение к письму директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Низиенко Е.Н. от 21.10.2010 № 03-248Руководители всех образовательных учреждений округа ознакомлены с приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009года № 655), а так же с комплексными программами нового поколения.

Согласно приказу №023 – од от 22.06.2012г РЦ провел экспертизу основных программ дошкольного образования на соответствие ФГТ. По состоянию на 01.07.2012 года дошкольные образовательные учреждения разработали и представили программы: г.о. Похвистнево -11учреждений из12 ,что составляет 92%, Похвистневский район-11 учреждений из 22 (50%) ,Исаклинский район 6из6,что составило100%,Клявлинский район -3из5 (60%) , Камышлинский район 8из8(100%). Наиболее благоприятная ситуация на соответствие содержания ООП требованиям ФГТ отмечается в г.о Похвистнево. Как показал просмотр программ , основные недоработки связаны с недостаточным учетом принципов, ставших концептуальной основой для разработки программы (п. 2.4. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования):

  • не в полной мере соблюден принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей в программах;
  • недостаточно прослеживается развивающий характер образования в содержании программы ;
  • принцип научной обоснованности в разработке программы, связанный с опорой на основные положения дошкольной педагогики и возрастной психологии отражен недостаточно;
  • зачастую страдает принцип практической применимости разработанных программ ;
  • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности нарушен, наблюдается информационная перегруженность содержательных разделов;
  • реализация принципа интеграции образовательных областей вызвала затруднение;
  • значительная часть учреждений затрудняется в сочетании непосредственно образовательной деятельности и проведения режимных моментов ;
  • выявлено несоответствие программ принципу учета возрастных особенностей детей, отсутствует приоритет игры;

Наибольшее затруднение у педагогов ДОУ вызывает определение «разумного минимума» при разработке содержания образовательной программы .

В программе должно быть предусмотрено взаимодействие с семьями. Это самый благополучный показатель - ДОУ полностью или частично предусмотрели данный раздел в своих программах.

В обязательной части программы все необходимые разделы (пояснительная записка, раздел о режиме, разделы, соответствующие 10 образовательным областям, коррекционная работа (для компенсирующих и комбинированных групп), планируемые результатов системы психолого-педагогического обследования детей, система мониторинга) выявлены только у 69% ДОУ (больше всего вопросов вызывает наполнение разделов «Содержание коррекционной работы (для детей с ОВЗ) и «Система мониторинга»).

70% ДОУ не разработали в программе региональный компонент с учетом специфики социально-экономических, национально-культурных, демографических и климатических условий в ДОУ.

Были выявлены следующие нарушения:

  • основная общеобразовательная программа ДОУ, не содержит части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • ДОУ не обеспечивают функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования;
  • раздел о содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей основной общеобразовательной программы ДОУ не содержит формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов, средств, методов и приемов работы с детьми;
  • основная общеобразовательная программа ДОУ не содержит раздел о планируемых промежуточных результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • наличие в образовательной программе ДОУ ссылок сразу на несколько комплексных программ;
  • отсутствие новых сеток планирования непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

Уровни готовности ООП дошкольного образования на соответствие ФГТ в образовательных учреждениях СВУ МОиНСО

Территория Кол-во СП дошколь-ного образова-ния Кол-во ОУ, представивших ООП в РЦ Уровни готовности
Высокий Средний Ниже среднего Низкий
Г.о. Похвистнево 12 11/92% 4 5 1 1
М.р. Похвистневский 22 11/50% 1 2 4 4
М.р. Исаклинский 6 6/100% 1 - 1 4
М.р. Клявлинский 5 3/60% - - 2 1
М.р. камышлинский 8 8/100% - 1 4 3
Итого по округу 53 39/73,5% 6/15% 8/20,5% 12/30,7% 13/33,3%

Результаты экспертизы 39 представленных программ на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, показали, что в дошкольных образовательных учреждениях Cеверо-Восточного округа разработаны и реализуются основные общеобразовательные программы, составленные в соответствии с ФГТ. Тем не менее, разработка основных общеобразовательных программ дошкольного образования еще вызывает затруднения у руководителей ДОУ, ввиду отсутствия федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Так как образовательная программа - это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке , руководителям ОУ рекомендовано продолжить работу по наполнению разделов ООП материалами в соответствии с ФГТ.

По результатам экспертизы была проделана следующая работа:

  1. Проведены индивидуальные и групповые консультации по вопросам разработки и написания ООП – 42 консультации для 65 педагогов округа.
  2. Проведен обучающий семинар для заместителей директоров ГБОУ по дошкольному образованию по теме: «Разработка образовательных программ дошкольного образования в соответствии ФГТ».
  3. Результаты экспертизы ООП на соответствие ФГТ были доведены до директоров образовательных учреждений округа на совещании руководителей 26.06.2012г.

Методист ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» Алюкова Е.В.

поделиться:
категория: ФГТ в ДОУ
просмотров: 7475 | дата: 2012-07-06 10:10:37