Методические рекомендации к организации образовательного процесса в ДОУ

Данные рекомендации созданы в помощь дошкольным образовательным учреждениям, для внесения изменений в организацию образовательного процесса в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).

При составлении рекомендаций учитывалось, что в условиях вариативности программ дошкольного образования, ДОУ уже работают по выбранным программам. В каждой программе сформулированы задачи воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возрастов, обозначены ведущие направления и формы организации разнообразной детской деятельности. К программам разработаны методики и пособия, которыми пользуются педагогические коллективы. И хотя структура всех вариативных программ разная, содержание методик ориентированно на классический, понятный практикам подход в организации работы по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Содержание психолого-педагогической работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Учитывая, что в существующих вариативных программах не обозначены образовательные области в такой формулировке, педагогам ДОУ трудно ориентироваться между разделами, методиками и образовательными областями. Известно, что авторские коллективы вариативных программ приступили к приведению своих программ в соответствие с Федеральными требованиями, однако на переходный период, педагогам ДОУ нужно методическое сопровождение.

Именно поэтому по заданию Департамента образования города Москвы на кафедре Педагогики и методики дошкольного образования МИОО работала творческая группа, в состав которой входили преподаватели кафедры, методисты из всех десяти окружных методических центров, старшие воспитатели и практические психологи ДОУ.

Мы попытались выбрать из существующих программ содержание и распределить его в соответствии с образовательными областями «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Важно подсказать педагогам какие формы организации могут использоваться при реализации той или иной образовательной области. Ведь образовательная работа с дошкольниками требует от взрослого гибко подбирать разнообразные формы, методы, приемы взаимодействия.

Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

Мы хотим обратить внимание практических, что образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Эти два принципа будут реализованы только при условии слаженности в работе всего педагогического коллектива. В комплексно-тематическом построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца.

Комплексно - тематическая модель образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И.Слободчикова. (2005 год). В ней авторы поясняют, что тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем предают системность и культуросообразность образовательному процессу. Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Структура данных рекомендаций очень проста: материал к каждой из образовательных областей представлен в таблицах, отражающих формы образовательной деятельности, в которых могут быть реализованы основные цели и задачи, или разделы программы. Это нужная подсказка педагогам для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процессе. Последовательность образовательных областей представлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Напоминаем, что в настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

До ввода в действие этих программ настоящие рекомендации являются временными.

поделиться:
категория: ФГТ в ДОУ
просмотров: 7914 | дата: 2011-05-24 09:56:50