Воспитание культуры энергосбережения в образовательных учреждениях

    Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, — все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство.

    Энергосбережение — процесс многогранный, он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни народа, общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны — во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в дошкольном возрасте и в школе. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.  

    Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.

     Сегодня перед нашим государством стоит важная задача — переломить в сознании граждан стереотип о неисчерпаемости энергоресурсов, научить каждого гражданина личной ответственности за их экономную трату. Нерациональное использование энергетических ресурсов приводит к их дефициту.

    Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в детстве. Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Если с первых лет жизни он будет видеть и дома, и в образовательном учреждении пример бережного отношения взрослых к свету, воде, теплу, усваивать понятие «энергосбережение» на занятиях, в повседневной практической деятельности, то из него вырастет человек с высоким уровнем гражданской ответственности. Деятельность учреждений образования в области энергосбережения определяется высоким уровнем профессионализма руководителя и характеризуется эффективным и рациональным использованием бюджетных средств, организацией внебюджетной деятельности. Решение вопросов развития жизненно важных навыков дошкольников по энергосбережению возможно при взаимодействии педагогов и родителей.

    Для широкой пропаганды идей бережливости среди родителей в учреждениях образования можно оформить информационные уголки, стенды, выпускать стенгазеты, альманахи и т. д.. Важна и просветительская работа среди родителей. Она может осуществляться в рамках различный акций, путем распространения листовок, буклетов  и т. д. Дети охотно делятся со взрослыми (родителями) знаниями, полученными в образовательных учреждениях: как сберечь тепло в квартире, как экономить электроэнергию и воду. При этом они чувствуют свою значимость, понимают важность информации, которую получают от педагогов.

    Таким образом, благодаря реализуемому комплексу мероприятий по экономии и бережливости в учреждениях образования, мы воспитываем у подрастающего поколения бережное отношение к материальным и энергетическим ресурсам страны. 

Повышение энергоэффективности и энергосбережения

    в образовательных учреждениях

   Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергосбережение* и повышение энергетической эффективности** – одна из важнейших задач, сформулированных руководством страны, прежде всего перед бюджетным сектором.

    Целью внедрения энергоэффективности в образовательные учреждения является общее снижение энергопотребления и воспитание энергосберегающего поведения у подрастающего поколения.

   Основными задачами внедрения энергоэффективности и энергосбережения в образовательных учреждениях являются: - сокращение нерационального расходования ресурсов; - прекращение безучетного потребления ресурсов организациями бюджетной сферы;

- снижение финансовых затрат бюджетной сферы на потребленную тепловую и электрическую энергию; - снижение удельного потребления энергии в образовательных учреждениях;

- выведение из работы оборудования, не соответствующего современным  требованиям энергоэффективности и энергосбережения;

- снижение потерь энергоносителей в инженерных сетях;

- оптимизирование системы теплоснабжения образовательных учреждений;

- повышение теплозащиты зданий и сетей;

- проведение подготовки и переподготовки персонала в области энергосбережения.

    Для реализации законодательных требований образовательными учреждениями должны быть выполнены  следующие действия:

- назначение ответственного за энергосбережение;

- проведение обучения ответственного за энергосбережение;

- проведение энергетического обследования;

- составление энергопаспорта образовательного учреждения;

- утверждение программы мероприятий по энергосбережению;

- внедрение системы энергетического менеджмента;

- внедрение энергосберегающих мероприятий.

Решение поставленных задач позволит  более бережно относиться к потребляемым ресурсам.

* Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

** Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

поделиться:
категория: Отдел статистики
просмотров: 4487 | дата: 2014-03-05 09:47:21