Советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки суицидального поведения
Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:
- Не отталкивайте его, если он решил поделиться с вами своими проблемами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к специалистам.
- Доверяйте своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у этого подростка. Подмечайте предупреждающие знаки.
- Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
- Дайте знать, что готовы ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы держать все в секрете, если какая-то информация может оказать влияние на его безопасность.
- Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.
- Говорите искренне. Постарайтесь установить, насколько серьезна угроза. Помните, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда завершаются попыткой покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.
- Попытайтесь узнать, разработан ли у него план действий. Конкретный план – знак действительной опасности.
- Убедите подростка в том, что действительно есть человек, к которому можно обратиться за помощью.
- Не предлагайте простых решений типа «Вам сейчас необходимо хорошо выспаться, утром Вы почувствуете себя лучше».
- Покажите подростку, что вы намереваетесь поговорить о чувствах и не осуждаете его за эти чувства.
- Помогите ребёнку осмыслить, как управлять кризисной ситуацией и осознать, что сильный стресс препятствует целиком осознать ситуацию. Ненавязчиво предложите найти некое решение.
- Окажите помощь в поиске людей или места, которые бы снизили переживаемый стресс. При любой возможности влияйте так, чтобы немного уменьшить давление.
- Помогите подростку осмыслить, что присутствующее чувство безопасности не будет постоянно.
Мжельская Е.В.
(по материалам Л.К. Стадухиной, Н.В. Петровой и др. Организация работы по профилактике
суицидального поведения подростков в образовательном пространстве)
предыдущие:
- Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов
- Как обрести и как восстановить душевное равновесие
- Особенности коррекционно – педагогической работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья
- Нестандартная форма проведения педагогического совета: научно – практическая конференция
- Рефлексивное слушание – важный навык общения