Знакомтесь -книга

Цели: 

 - сформировать знания об элементах и структуре книги;

 - познакомить ребят с такими понятиями, как суперобложка, форзац, фронтиспис, шмуцтитул, со сведениями, которые помещаются на титуле (название серии, сведения о переиздании, переводчике).

Место и время проведения мероприятия: читальный зал,  _________________ 2015  года.

Участники мероприятия: ученики ____ класса______________________ школы.

Оформление: заголовок мероприятия; иллюстрации с изображением книг.

Оборудование: книги, карточки с названиями составных частей книги.

 

Ход мероприятия 

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Помогает нам учиться,

Может с нами веселиться,

По душам поговорить,

Стоит лишь её открыть. (Ребята отвечают).

Верно это книга. Сегодня мы совершим экскурсию в одно из самых замечательных мест на земле – в библиотеку, где хранятся книги. 

Зашёл сюда я почитать,

И стало не до смеха:

Здесь очень много книг стоит,

Ведь здесь библиотека.

А знаете ли вы что ещё, кроме книг есть в библиотеке? (Ребята отвечают).

Верно, здесь есть ещё журналы, газеты, различные словари, справочники, энциклопедии и многое другое. А на их страницах написаны мудрые строчки, которые читали и перечитывали ещё ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. До сих пор не устарела книжная мудрость.

Библиотека! Ты созвездье книг,

Свеченье мыслей, чувств и нравов разных.

И люди здесь, воспринимая их,

Переживают настоящий праздник.

Слово «библиотека» пришло к нам из греческого языка. Первая его часть «библио» означает «книга», а вторая «тека» - «хранилище». То есть если сложить эти два слова, получится библиотека – книжное хранилище.

Книга – это наш добрый друг и старинный товарищ. Книги нам подскажут, посоветуют, ответят на самые разные вопросы. Если вам вдруг станет грустно, надо просто взять смешную книгу с красивыми картинками и прочитать её. И плохого настроения как не бывало. А вспомните-ка названия весёлых книг, которые вы читали. (Ребята отвечают).

Здравствуй, книга, друг родной,

Друг мой самый дорогой!

Книгу в руки мы возьмём,

Строчки давние прочтём.

Снова мудрые слова

Вспоминает голова.

 

Как не радоваться нам –

Слово здесь встаёт к словам.

Книгу быстро пролетели,

А, глядишь, и поумнели.

 

Те, кто знаний целый ряд

Получает мигом,

Хором все благодарят

Дорогую книгу. 

М. А. Давыдова

Библиотеки уважают во всём мире, а особенно их любят у нас в стране. Ведь недаром Россия считается самой читающей страной в мире. У нас любят читать все – и дети, которые только-только научились складывать слоги в слова, и старики, которые прочитали уже очень много книги. Об этом с добрым юмором в одном из своих стихотворений сказал поэт С. В. Михалков:

Даже маленький ребёнок,

Не умеющий читать,

Только выйдет из пелёнок –

Просит книжку показать.

Современные книги вам всем хорошо известны. Но такими они были не всегда. Первые книги появились очень давно. Ещё до нашей эры в Древней Греции придумали буквы для обозначения слов. В то время люди писали книги палочками на глиняных табличках. Ведь человечество ещё не изобрело ни карандашей, ни бумаги. (Показать рисунок с изображением глиняной таблички). В древнегреческих школах ребята учились писать на досках, покрытых воском. Палочками они выдавливали слова на воске, потом их можно было просто стереть и написать новые. 

На Руси долгое время писали на бересте – коре берёзы. (Показать рисунок с изображением берестяного письма). Острыми предметами на коре выцарапывали буквы или даже целые картинки. Такое письмо можно было послать из одного города или селения в другое. В музеях сохранились письма, в которых военные слали весточки своим родным во время боевых походов или купцы, отправившиеся торговать в другие края, сообщали, как у них идут дела. 

Позднее для создания книг решили использовать кожу животных. Её особым образом выделывали и получали пергамент, а затем острыми ножами вырезали на ней буквы. Этот материал был удобным, но трудоёмким. К тому же долгое время книги переписывали вручную, и поэтому на создание одной книги уходили годы. (Показать рисунок с изображением книг из кожи).

Затем в Древнем Китае изобрели бумагу. Для получения такого материала старое тряпьё (ткани) смешивали с древесной корой и волокном конопли, размачивали всё это, а затем отжимали от влаги и высушивали. Вот и получалась бумага. После такого изобретения книг, стало появляться больше. А потом на Руси появился первый печатный станок. (Показать фотографию памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве). Почти в самом центре Москвы есть памятник: человек одной рукой держит лист с напечатанным на нём текстом, а второй придерживает доску с выгравированными буквами. Это памятник первопечатнику Ивану Фёдорову – он впервые в нашей стране создал печатный станок. С появлением печатных станков книг стали издавать гораздо больше, и приобрести их смог практически каждый. Об истории появления книг и о том, как сейчас печатают книги рассказывается в книге Бориса Зубкова «Книжка про книжку». (Показать книгу).

Ребята, вы с книгами уже хорошо знакомы. А вы знаете из чего состоит книга? (Дети отвечают).

Молодцы! Но это ещё не всё. Сегодня я вас познакомлю со строение книги поподробнее. У вас на столе у каждого лежит книга. Рассмотрите её. Я вам буду называть основные части книги, а вы должны их найти каждый на своей книге.

Внешнее строение книги. 

  1. Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой, из картона, тогда её называют переплётом. В старину переплёты делались из кожи, которая украшалась тиснёным рисунком с золотом. Для особо ценных книг на переплёте укреплялись металлические застёжки.
  2. Суперобложка – поверх твёрдого переплёта иногда надевается ещё одна бумажная обложка. На ней помещён какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.
  3. Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.
  4. Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения. В рисунках передаются не только движения героев, но и богатство мимики. Что изображено на иллюстрациях в вашей книге? (Дети отвечают).  

Внутреннее оформление книги. 

  1. Откроем книгу. Слева – изнанка переплёта, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Он может быть просто гладким – белым или цветным, а иногда на нём бывает рисунок.
  2. Перевернём ещё страницу. Новый разворот. На левой стороне помещён фронтиспис, на правой – титул. Вот ещё два незнакомых слова. Что же это такое? А) Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нём может быть также портрет писателя – автора книги. Б) На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.
  3. Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым может быть свой титул – тогда он называется шмуцтитулом. На нём изображаются название или номер главы и рисунок.
  4. Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой. 

Научно-справочный аппарат.

Каждая научная, научно-познавательная книга, учебники имеют научно-справочный аппарат, который помогает поиску нужной информации. Для этого надо знать как он устроен и уметь им пользоваться.

  1. Оглавление или содержание. Оглавление помогает найти в книге тот раздел, который нужен, если вы не собираетесь читать всю книгу. В оглавлении есть разделы, подразделы, главы и параграфы. Их обозначают римскими и арабскими цифрами, большими и маленькими буквами.
  2. Аннотация – короткая заметка, которая объясняет нам, на какую тему написана книга, в каком жанре или в какой форме. Иногда сообщает и краткие сведения об авторе. Аннотацию помещают на обороте титульного листа.
  3. Предисловие (или вступительная статья). Это все сведения о книге, её создании, авторе, исторической эпохе, литературном окружении, художественных достоинствах, которые излагают в самом начале, перед самим текстом книги, в предисловии или вступительной части. Предисловие пишут не авторы книг, а критики, другие писатели, журналисты, литературоведы. Важную роль играют предисловия к романам, повестям, рассказам. Предисловия помогают читателям войти в мир героев, во времена, которые мы представляем недостаточно хорошо.
  4. Послесловие – это статья, которая помещается в конце книги, после того как читатель уже прочитал роман, повесть или сборник стихов, о чём-то задумался, а в чем-то быть может, не совсем разобрался. И ему теперь хочется получить ответ на вопросы, возникшие при чтении.
  5. Примечания – их помещают в нижней части страницы. Примечания обычно набирают шрифтом помельче, чем основной текст, а в тексте ставят звёздочку* или цифру 1, 2, 3 – по порядку примечания. Это подстрочные примечания. Если примечаний много, их помещают в конце книги, после основного текста. Такие примечания называются затекстовыми. В подстрочных и затекстовых примечаниях дают переводы иностранных слов и фраз, объяснения непонятных слов, терминов и имён.
  6. Комментарии – это примечания, в которых кратко рассказывается ещё и об истории появления книги, о её главнейших особенностях, об истории работы над ней автора.
  7. Основной текст.

Домашнее задание: Дома самостоятельно сделать книгу, которая будет содержать все эти части. Тот, кто сделает лучше всех, получит приз.

Ребята, а знаете ли вы правила обращения с книгой? (Дети вспоминают правила обращения с книгой).

  1. Книгу надо брать чистыми руками.
  2. Во время чтения нельзя класть книгу на грязный стол.
  3. Книгу нельзя бросать.
  4. Нельзя загибать страницы в книге.
  5. Книгу нельзя пачкать и рвать.
  6. При чтении пользоваться закладкой.
  7. Нельзя в книге рисовать и писать.

Всё это касается ваших личных  и библиотечных книг. В библиотеку вы должны вернуть книгу такой же чистой, какой возьмёте. Я всех вас приглашаю заходить в библиотеку как можно чаще. А чтобы вы лучше запомнили правила обращения с книгой, вот вам на память листочки с записями этих правил. (В конце урока все ребята получают памятки с правилами обращения с книгами и с цитатами о чтении).

Закончить урок сегодня я хочу стихотворением Г. Ладонщикова «Лучший друг»:

Если купишь книгу,

Не бросай на полку –

От неё не будет

Никакого толку.

 

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг!

 

Из неё узнаешь

Обо всём на свете,

На любой вопрос она

Без труда ответит.

 

В ней стихи и сказки…

Всё к твоим услугам!

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом!

 

Использованы материалы из опыта работы библиотекаря филиала № 14 МУК «ЦБС» Роминой Натальи Алексеевны.

Информация  подготовлена Чекмасовой В.И. 

 

поделиться:
просмотров: 619 | дата: 2015-12-22 13:39:53