Без психологических знаний ФГОС не внедрить
ФГОС-2 НОО – это документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Новый стандарт второго поколения направлен на внесение качественного изменения в систему общего образования и ориентирует на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные и индивидуальные способности и потребности учащихся младшего школьного возраста, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Основные характеристики стандарта:
• совокупность требований к структуре, условиям и результатам освоения основной образовательной программы с целью обеспечения личностного развития учащихся;
• расширение функций и пользователей стандарта (демократизация образования);
• новое методологическое основание (системно-деятельностный подход, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);
• универсальные учебные действия (умение учиться, способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта) - инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса;
• принцип единства преемственности и инновационности.
Нельзя не отметить, что в основе ФГОС – интеграция наиболее передовых психологических и педагогических теорий. Именно интеграция, а не противопоставление одних идей другим. Это в равной степени касается ЗУНовского и компетентно-ориентированного подходов.
Новый стандарт действительно психологичен и его психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предыдущем варианте. Теперь ставиться задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения субъектов образования.
Обозначены основные направления психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО:
Участие в организационном обеспечении введения ФГОС НОО;
Участие в методическом сопровождении введения ФГОС НОО;
Проведение мониторинговых исследований формирования универсальных учебных действий и особенностей адаптации учащихся 1-х классов;
Участие в организации и проведении курсов повышения квалификации (кадровое обеспечение введения ФГОС НОО);
Участие в информационно-аналитическом обеспечении введения ФГОС НОО.
Введение стандарта второго поколения требует активного участия психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы: по формированию универсальных учебных действий (УУД), культуры здорового и безопасного образа жизни, в составлении программы коррекционной работы. Оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС НОО (разработка плана-анализа урока), консультирование учителей по вопросам формирования УУД учащихся облегчает процесс внедрения современных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих эффективное усвоение и понимание учебного материала.
Также велика роль психолога в разработке пакета психодиагностических методик, направленных на диагностику УУД. Системный характер видов универсальных учебных действий, позволяющий использовать одну методику для оценки сформированности нескольких видов УУД. При этом учитываются возрастные особенности младшего школьного возраста, знания об особенности регулятивных действий на этапе начального образования, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста. Делается акцент на качественной оценке результатов диагностики с учетом вида помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия. Знание особенностей зоны ближайшего развития ребенка позволяют выстроить индивидуальную оптимальную стратегию обучения и воспитания каждого ребенка.
Проведение мониторинговых исследований формирования УУД учащихся планируется провести:
1 срез – сентябрь 2011г.
2 срез – ноябрь-декабрь 2011 г (у детей группы риска).
3 срез – апрель 2012 г.
Диагностику особенностей адаптации первоклассников в условиях реализации ФГОС нового поколения желательно провести в октябре 2011г.
Не исключается возможность психологической поддержки ребенка. Для этого учителю придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним, учитывать тип темперамента, тип восприятия внешнего мира, интересы и способности. При необходимости психолог проводит психологическое обследование по запросу родителей и других лиц, ответственных за ребенка (если тех беспокоит его развитие и поведение), либо по запросу администрации школы (в том случае, если родитель дает согласие на обследование ребенка).
Таким образом, мы видим, что без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов, добиться желаемого результата невозможно. Без психологических знаний с новыми требованиями справиться сложно. Возникнет необходимость привлечения психологов, прежде всего там, где их раньше не было, и педагогический коллектив осознает необходимость сотрудничества с специалистами, владеющими психологическими знаниями. Образовательным учреждениям, работающим с разноуровневым и «пестрым» контингентом учеников, день за днем решающим сиюминутные проблемы совместимости несовместимого, просто необходим психолог, умеющий работать над решением задач социально-психологической адаптации и социализации учащихся, причем не только и не столько средствами индивидуальной работы, сколько через образовательную среду и групповые формы работы. Такой психолог должен работать не один, а в команде с классными руководителями, и учащимися.
В связи с этим возникает вопрос о переподготовке и повышении квалификации специалистов, которые будут непосредственно заниматься внедрением стандарта. Учитывая это обстоятельство, «Ресурсный центр» г.о. Похвистнево планирует психолого-педагогическое сопровождение учителей начальных классов: проведение курсов повышения квалификации для учителей начальных классов и педагогов-психологов по ИОЧ, семинары, консультации (с апреля по август). К этой деятельности будут привлекаться специалисты Регионального социопсихологического центра г. Самара.
В опорных школах (в частности в МОУ Гимназии №1) накоплен некий опыт, которым педагоги могут воспользоваться.
Зап помощью можно обращаться в социопсихологический отдел Ресурсного центра.
Основные характеристики стандарта:
• совокупность требований к структуре, условиям и результатам освоения основной образовательной программы с целью обеспечения личностного развития учащихся;
• расширение функций и пользователей стандарта (демократизация образования);
• новое методологическое основание (системно-деятельностный подход, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);
• универсальные учебные действия (умение учиться, способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта) - инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса;
• принцип единства преемственности и инновационности.
Нельзя не отметить, что в основе ФГОС – интеграция наиболее передовых психологических и педагогических теорий. Именно интеграция, а не противопоставление одних идей другим. Это в равной степени касается ЗУНовского и компетентно-ориентированного подходов.
Новый стандарт действительно психологичен и его психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предыдущем варианте. Теперь ставиться задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения субъектов образования.
Обозначены основные направления психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО:
Участие в организационном обеспечении введения ФГОС НОО;
Участие в методическом сопровождении введения ФГОС НОО;
Проведение мониторинговых исследований формирования универсальных учебных действий и особенностей адаптации учащихся 1-х классов;
Участие в организации и проведении курсов повышения квалификации (кадровое обеспечение введения ФГОС НОО);
Участие в информационно-аналитическом обеспечении введения ФГОС НОО.
Введение стандарта второго поколения требует активного участия психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы: по формированию универсальных учебных действий (УУД), культуры здорового и безопасного образа жизни, в составлении программы коррекционной работы. Оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС НОО (разработка плана-анализа урока), консультирование учителей по вопросам формирования УУД учащихся облегчает процесс внедрения современных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих эффективное усвоение и понимание учебного материала.
Также велика роль психолога в разработке пакета психодиагностических методик, направленных на диагностику УУД. Системный характер видов универсальных учебных действий, позволяющий использовать одну методику для оценки сформированности нескольких видов УУД. При этом учитываются возрастные особенности младшего школьного возраста, знания об особенности регулятивных действий на этапе начального образования, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста. Делается акцент на качественной оценке результатов диагностики с учетом вида помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия. Знание особенностей зоны ближайшего развития ребенка позволяют выстроить индивидуальную оптимальную стратегию обучения и воспитания каждого ребенка.
Проведение мониторинговых исследований формирования УУД учащихся планируется провести:
1 срез – сентябрь 2011г.
2 срез – ноябрь-декабрь 2011 г (у детей группы риска).
3 срез – апрель 2012 г.
Диагностику особенностей адаптации первоклассников в условиях реализации ФГОС нового поколения желательно провести в октябре 2011г.
Не исключается возможность психологической поддержки ребенка. Для этого учителю придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним, учитывать тип темперамента, тип восприятия внешнего мира, интересы и способности. При необходимости психолог проводит психологическое обследование по запросу родителей и других лиц, ответственных за ребенка (если тех беспокоит его развитие и поведение), либо по запросу администрации школы (в том случае, если родитель дает согласие на обследование ребенка).
Таким образом, мы видим, что без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов, добиться желаемого результата невозможно. Без психологических знаний с новыми требованиями справиться сложно. Возникнет необходимость привлечения психологов, прежде всего там, где их раньше не было, и педагогический коллектив осознает необходимость сотрудничества с специалистами, владеющими психологическими знаниями. Образовательным учреждениям, работающим с разноуровневым и «пестрым» контингентом учеников, день за днем решающим сиюминутные проблемы совместимости несовместимого, просто необходим психолог, умеющий работать над решением задач социально-психологической адаптации и социализации учащихся, причем не только и не столько средствами индивидуальной работы, сколько через образовательную среду и групповые формы работы. Такой психолог должен работать не один, а в команде с классными руководителями, и учащимися.
В связи с этим возникает вопрос о переподготовке и повышении квалификации специалистов, которые будут непосредственно заниматься внедрением стандарта. Учитывая это обстоятельство, «Ресурсный центр» г.о. Похвистнево планирует психолого-педагогическое сопровождение учителей начальных классов: проведение курсов повышения квалификации для учителей начальных классов и педагогов-психологов по ИОЧ, семинары, консультации (с апреля по август). К этой деятельности будут привлекаться специалисты Регионального социопсихологического центра г. Самара.
В опорных школах (в частности в МОУ Гимназии №1) накоплен некий опыт, которым педагоги могут воспользоваться.
Зап помощью можно обращаться в социопсихологический отдел Ресурсного центра.
категория: Новости
просмотров: 4336 |
дата: 2011-04-15 12:50:00