Повышение эффективности реализации приоритетного национального проекта "Образование" на уровне общего образования

Методические рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием.

Введение

Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать школу, которая в изменяющихся условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, которые к ней будут предъявлять общество и государство в ближайшей и отдаленной перспективе. Неудовлетворенность существующей системой образования - признак нацеленности общества на развитие, и это позитивный фактор. Следует выявить содержание и структуры актуальных стратегий модернизации в отечественном образовании; обсудить разнородные условия и последствия модернизации образования предложить модели дистанционной коммуникации разноуровневых субъектов по выработке, реализации и мониторингу эффективности принимаемых в сфере модернизации образования решений.

Одной из центральных задач образовательной политики Российской Федерации стала эффективная реализация мероприятий по государственной поддержке учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы и программы развития учреждений ­ победителей Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).

Реализация национальных проектов имеет высокую социальную значимость и масштабность мероприятий. По эффективности реализации национального проекта «Образование», реальному его влиянию на развитие конкретных учреждений, обоснованности выбора этих учреждений граждане судят о качестве и эффективности государственного управления в сфере образования. Это требует максимального внимания и постоянного контроля хода реализации мероприятий, а также объективной оценки и анализа деятельности образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Инновации в общем образовании

Инновационный процесс – это процесс поиска, определения новшества, его исследования, осмысления, приведения к виду, приемлемой для освоения, разработка системы мер (алгоритма действий, методики, технологии и т.п.) его освоения, создание условий для его освоения (кадровых, материальных, временных, мотивационных и пр.) и само внедрение (освоение) этого новшества при условии, что это освоение является одновременно предметом специального исследования (осуществление мониторинга, определение промежуточных результатов, корректировка процесса и т.п.).

В рамках ПНПО осуществляется поддержка инновационных школ, поэтому конкурсный отбор проходят ООУ, в которых Программа развития образовательных учреждений (ОУ) представлен как самоценный отчуждаемый продукт инновационной деятельности. В программах должен быть отражен инновационный процесс развития школы.

Развитие – это процесс закономерного перехода и объектов и субъектов развития из старого качественного состояния в новое, который приводит к получению качественно новых результатов (которых прежде не было). Новые результаты не могут появиться при прежней образовательной практике.

Развитие школы мы понимаем как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними результатами образования.

Инновационная идея может быть объективно новой, так и ретроинновацией. Ретроинновация – это идея, которая уже существует, описана, технологически инструментирована. В данном случае авторы программы развития ООУ должны это оговорить, что для их учреждения предлагаемое является абсолютно новым и потому инновационная деятельность будет состоять в освоении известного в новых условиях, новыми субъектами (учителями и обучающимися) ради получения новых образовательных результатов, которых не было. Если развитие этой идеи не просматривается, то речь идет о воспроизведении кем-то созданного опыта.

Программа развития ООУ и публичный отчет школы, как инструменты повышения эффективности реализации ПНПО на региональном и муниципальном уровне

Говоря о повышении эффективности реализации ПНПО мы говорим, в первую очередь, о совершенствовании подходов к разработке и оцениванию таких публичных документов школы, как программа развития и публичный отчет. Дело в том, что разработка программы развития заставляет школу проанализировать свое место в системе образования, основные свои проблемы, пути их решения, сформулировать критерии достижения поставленных целей и методы мониторинга собственного развития. Осуществляя такое осмысление педагогический коллектив имеет высокую ответственность за качество и объективность программы, поскольку она является доступной для детей, родителей, других школ, общественности. Публичность делает этот документ весьма значимым для школы, превращает его в своеобразное лицо образовательного учреждения.

Принципы проектирования программ развития, которых рекомендуется придерживаться:

  • Принцип инновационности. Программа всеми своими составными частями должна на развитие образовательного процесса путем изобретения (или использования), технологической разработки, освоения новшеств, которые дожны привести к качественно новым результатам, которых прежде не было.
  • Принцип целенаправленности. Разработчики должны четко представлять результаты развития ООУ. Разработать критерии, с помощью которых будет устанавливаться соответствие цели проекта и его результата.
  • Принцип системности. Программа имеет четкую логичную структуру, полноту, взаимосвязанность всех компонентов.
  • Принцип преемственности. Инновация, как правило, являет единство прошлого, настоящего и содержит зачатки будущего.
  • Принцип научности. Каждая инновационная идея обосновывается, опирается на теоретические положения и научные концепции, известные закономерности и т.п.
  • Принцип технологичности. Все новые идеи должны быть технологизированы – представлены в виде этапов, алгоритмов, процедур, системы мер, методик и т.д.
  • Принцип конкретности. Инновации рассматриваются не в целом, а применительно к данному образовательному учреждению. Обязательная четкая и операциональная постановка цели и подцелей и формулирование ожидаемых результатов. Ориентация развития не на процесс, а на результат.
  • Принцип ресурсной обеспеченности. Позволяет оценить реалистичность программы развития. Необходимое наличие кадров, материально-технической базы, нормативно-правовой разрешительной документации, финансирования.
  • Принцип оптимальности. Достижение наивысших из возможных результатов при минимально необходимых затратах.

Структура программы развития ООУ

Программа развития должна иметь четкую структуру.

1.1. Паспорт программы

1.2. Паспорт ООУ (формальные сведения об ООУ)

В этом разделе необходимо описать кратко исходное состояние школы. Это позволяет зафиксировать состояние школы, от которого она хочет уйти, что не устраивает авторов программы.

Паспорт ООУ важен для оценки в следующих разделах текущего состояния школы с позиций:

  • благоприятные предпосылки развития;
  • непреодолимые обстоятельства, с которыми школа вступает в процесс развития и это возможные риски;
  • проблема, которую решает ООУ в ходе реализации программы.

Паспорт ООУ должен включать: число учащихся; количество смен с указанием классов по сменам; разнообразные и полные сведения о педагогах; режим работы школы; продолжительность уроков по классам; состояние материально-технической базы; количество и оснащенность кабинетов, библиотеки; наличие общемедицинского, стоматологического и физиотерапевтического кабинетов; характеристика внеурочной воспитательной работы; сведения об истории, традициях и наследии школы; характеристика контингента по различным важным параметрам; характеристика социума; наличие или отсутствие творческих контактов с учеными, научными центрами, ВУЗами, ИПК; краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последние 2-3 года по ступеням, параллелям и классам, циклам предметов с указанием динамики результатов за последние годы, другие данные анализа учебно-воспитательного процесса и его результатов(показатель уровня воспитанности, степени развитости, отрицательных эффектов и последствий образовательного процесса и т.п.); характеристика наиболее ярких достижений школы; ее конкурентных преимуществ; характеристика управляющей системы школы в виде органограммы, функционала и оргмеханизма управления и др.

1.3. Констатирующе-аналитическая часть (описание текущей ситуации и ее аналитическая интерпретация)

Между описанием текущего состояния школы и формулировкой целей необходимо определить источник их возникновения. Необходимо провести аналитический анализ. М.М. Поташник предлагает пошаговый механизм.

Этапы анализа:

  1. Анализ результатов.
  2. Анализ учебно-воспитательной деятельности.
  3. Анализ условий.

Шаг 1. Выяснение и обозначение результатов. Необходимо выделить какие результаты учебно-воспитательного процесса не удовлетворяют, что необходимо и возможно изменить.

Шаг 2. Формулировка результатов, которые желательно и возможно достичь.

Шаг 3. По разнице желаемых и имеющихся результатов формулируются проблемы результатов.

Шаг 4. Выяснение тех недостатков учебно-воспитательного процесса, из-за которых возникли проблемы результатов (которые сформулированы в шаге 3).

Шаг 5. Выяснение тех недостатков условий (научно-методических, кадровых, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и др.) из-за которых возникли проблемы учебно-воспитательного процесса (которые сформулированы в шаге 4).

Шаг 6. Методом экспертной оценки необходимо проранжировать все выявленные проблемы по значимости (внутри п.п. 3, 4, 5).

1.4. Концепция (постановка проблемы, описание целей)

Этот раздел необходимо начать с четкого перечня инновационных идей, за счет которых и предполагается ликвидировать выявленные в анализе проблемы и развить образовательное учреждение.

Все новшества, которые составляют концепцию необходимо описывать в сравнении с текущим состоянием.

I. часть. Характеристика нового управляемого объекта:

  1. Структура нового (или модернизированного) образовательного учреждения по ступеням образования.
  2. Учебный план.
  3. Новые (или модифицированные) учебные программы.
  4. Формы организации образовательного процесса.
  5. Технологии, методики, механизмы, методы, способы обучения, воспитания, развития, социализации личности учащихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования.
  6. Характеристика нового содержания, структуры, организации внеурочной, внеклассной, внешкольной воспитательной работы.

II. часть. Характеристика управляющей системы новой школы:

  1. Новая (обновленная, или модифицированная) организационная структура управляющей системы в виде графической модели, где показаны ее уровни, звенья, названы все субъекты управления и показаны связи и ее отношения между нами.
  2. Новый (или обновленный), соответствующий новому объекту управления функционал всех индивидуальных и коллективных субъектов управления, связанных с тем или иным участком развития школы.
  3. Новые механизмы управления (что нового вводится в планировании, организации, контроле и т.д., новые методы управления).
  4. Новые механизмы (способы, формы, средства) получения обратной информации о состоянии и ходе развития школы.

При формулировке цели и подцелей каждого этапа, необходимо чтобы желаемый результат был сформулирован очень конкретно, так, чтобы был понятен механизм сравнения реально полученного результата с ожидаемым, а так же определено время достижения цели. При таком подходе становится понятным механизм определения достижения цели, ясным набор параметров, по которым можно определить, достигнута цель или нет.

Цели оцениваются несколькими показателями основными являются реалистичность, прогностичность, рациональность.

Реалистичность – соответствие идей, целей, задач, средств решения и ресурсов реальной образовательной ситуации и имеющимся ресурсам.

Прогностичность – отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к ОУ и изменениям в условиях его деятельности, те способность программы адаптироваться к условиям, в которых она будет реализовываться.

Рациональность – определение таких целей и способов их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить оптимальный результат.

1.5. Стратегия реализации программы (описание задач, как методов и механизмов достижения целей)

Важно определить и описать этапы перехода к новой школе, определить продолжительность каждого этапа. Затем формулируются направления изменений и задач для каждого направления.

1.6. Описание системы мероприятий программы.

При описании системы мероприятий необходимо максимально полно отразить содержание и действия, которые необходимы для достижения поставленных целей, а также их согласованность.

1.7. Описание системы мониторинга выполнения программы (наличие механизма получении обратной связи о ходе и состоянии развития ОУ)

Необходимо описать конкретные планируемые результаты реализации этапов выполнения программы и критериев их достижения. По каждому критерию необходимо определить индикаторы, по которым можно судить степень достижения результата. Все критерии и индикаторы должны обеспечивать контролируемость реализации программы – возможность проверять реально полученные результаты и их соответствие целям.

1.8. Календарный план выполнения работ

Календарный план – это матрица, в колонках которой даются конкретные ответы на вопросы: что делаем, как делаем, когда делаем, где, кто и сколько средств для этого требуется. Он составляется на всю программу, а на один (предстоящий) год. План работ должен точно соответствовать временным этапам и задачам программы. В разделах необходимо отражать участие не только участников проектной группы, а всех участников образовательного процесса школы.

1.9. Описание вероятных рисков и путей их снижения

Поскольку переход в режим развития связано с принятием на себя каждым участником образовательного процесса школы дополнительных напряженных целей, обязанностей, требует дополнительной затраты сил и времени. При этом могут возникнуть как минимум 4 группы проблем:

  • Интеллектуальные, научно-методические проблемы. Они возникают при нахождении идей для развития, их технологической разработке, подготовке программы развития и т.д.
  • Ресурсные проблемы. Это привлечение дополнительного финансирования, нехватка оборудования, помещений, трудности при подборе, обучении, переподготовке кадров.
  • Человеческие проблемы. Как правило, возникают при организации специальных действий, направленных на формирование отношений людей в коллективе к смене режима жизнедеятельности, мотивацию людей на постановку для себя новых напряженных целей, преодоление неизбежного сопротивления новому со стороны консервативно настроенной части коллектива. В режим поиска, развития сначала переходят люди, а потом уже школа как образовательная система.

Во многих российских школах прилагаются определенные усилия для обозначения своих перспектив и разработки соответствующих программ движения к желаемому будущему. Этому способствует и социальный заказ на образование, т.е. отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения.  Поскольку в качестве заинтересованных сторон выступают, во-первых, непосредственные участники образовательного процесса обучающиеся и педагоги; во-вторых, родители; в-третьих, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и, в-четвертых, государство, то характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов:

  • государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь государственным образовательным стандартом);
  • потребности обучающихся (выявляются в ходе устных опросов, анкетирования и в ходе экспертных оценок педагогов);
  • ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, социологических исследований, анкетирования ит.п.);
  • профессионально-педагогические потребности учителей (устанавливаются в ходе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем);
  • требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются при заключении договоров, в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа успешности сдачи ими вступительных экзаменов в вузы).

Целостное видение педагогическим коллективом образовательного учреждения требований со стороны различных социальных заказчиков необходимо учитывать при формулировании миссии, целей и задач деятельности образовательного учреждения, которые должны быть отражены в программе развития. 

Руководящий состав школы, должен обладать необходимым уровнем знаний: современных теорий управления школой, общих закономерностей развития школы, принципов управления развивающейся школы и умений: разработки стратегической программы развития школы, диагностики проблем развития школы и определения путей их решения, оценки программ развития школы с точки зрения стратегического решения проблем и их инновационного развития, принятия управленческих решений в разработке и реализации программы развития школы, использования эффективных технологий взаимодействия с коллегами, общественными организациями, органами управления образованием для решения задач развития школы.

Для этого рекомендуется организовать обучение на региональном и муниципальном уровне.

Необходимо обратить внимание не только и не столько на текущее состояние, а в большей степени на анализ этого состояния и в соответствии с этим выстроить планируемое состояние, которое должно быть достижимо в результате выполнении программы.

Определяя качество результатов обучения и воспитания, рекомендуется включить в информационные карты или паспорт:

  • какой процент обучающихся учится на 4 и 5, процент учащихся, не имеющих двоек (для расчета результата освоение образовательной программы за последние два года)
  • средний балл сдачи ЕГЭ по математике и русскому языку (по стобалльной шкале), количество сдавших экзамен на 4 и 5 (для расчета результата сдачи ЕГЭ за последние два года)
  • результаты участия в конкурсах воспитательных систем (обратить внимание на участие и победы в конкурсах муниципального, регионального, межрегионального или Российского уровня)
  • отсутствие среди учащихся преступлений и общественно-опасных деяний

Эффективное использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, является необходимым условием для высокой оценки образовательного учреждения. К высоким показателям можно отнести следующие: 50% и более педагогов используют информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. О числе педагогов, использующих ИКТ можно косвенно судить по проценту педагогов, прошедших повышение квалификации в области ИКТ и по отношению числа учащихся, к числу используемых в учебном процессе компьютеров: от 1 до 15 человек на компьютер.

Кроме этого, при оценке следует принимать во внимание также процент педагогов, использующих ИКТ в учебном процессе, заявленный школой. Допустим, школа сообщает в программе, что более 50% учителей использует ИКТ в обучении, в школе 40 человек на один учебный компьютер, а повышение квалификации в области ИКТ прошли 75 процентов педагогов. В этом случае считается, что 50% учителей используют ИКТ в учебном процессе (из имеющихся показателей, результат всегда определяется наихудшим из них). 50 процентам соответствует значение показателя «5». Если один из показателей на основании программы установить не удается, он во внимание не принимается.

В случае более низких показателей рекомендуется обязательно обратить внимание на это при анализе текущего состояния и предложить конкретные шаги по достижению более высоких результатов в соответствующей сфере деятельности.

Аналогичные советы можно дать и для характеристики следующих показателей: охват учащихся дополнительным образованием в учебном заведении и вне учебного заведения, участие обучающихся и педагогов в конкурсах лидеров и руководителей детских общественных объединений и организаций, участие школьного сообщества и отдельных педагогов в конкурсах и смотрах профессионального мастерства, участие обучающихся в спортивных соревнованиях (включая игру «Зарница»), в туристско-краеведческих мероприятиях состязательного характера (включая "Школу безопасности", смотр музеев), в конкурсных состязаниях по экологической деятельности, техническому и художественному творчеству, по интеллектуальному творчеству и т.п.

Особое внимание следует уделять мерам предосторожности для предотвращения случаев нанесения ущерба здоровью, вынесения предписаний служб санэпиднадзора, противопожарной безопасности, инспекции по охране труда, обеспечению условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса, системе мониторинга состояния здоровья обучающихся.

Позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к Учреждению.

К важным составляющим текущего и планируемого состояния школы относятся также:

  • Наличие разных органов и форм общественного самоуправления, нормативно-правовое обеспечение их деятельности (поддержка деятельности ученического самоуправления и общественных объединений, освещение жизнедеятельности школьного сообщества на сайте и в средствах массовой информации, сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада и т.д.)
  • Квалификация педагогических кадров: выступления педагогов с докладами и сообщениями научно-методического характера за пределами школы в течение последнего года, опубликование научно-методических разработок в течении последнего года и т.п.
  • Продуктивность реализации Программы развития Учреждения
  • Обеспечение доступности качественного образования (реализация программ (предпрофильной подготовки и профильного обучения, углубленного изучения отдельных предметов и др.).

Качество программы развития общеобразовательного учреждений характеризуется следующими общими параметрами: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.

После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы часто видим стремление:

  • почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так “бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);
  • перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно – многочисленные ошибки);
  • осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
  • любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;
  • готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.

Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям в школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены “экспериментальной“ работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.

Но если руководителю все эти подходы не характерны, он понимает их ущербность и хочет обоснованно выбрать оптимальные именно для своей школы идеи развития.

Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц - экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые внешние эксперты - специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.

Параметры оценивания нововведений, отраженных в программах развития

Параметры Характеристика параметров
Актуальность оцениваемого нововведения Она определяется по степени соответствия нововведения потребностям школы, социальному заказу, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе, по мере решения проблем, выявленных в результате анализа работы школы, соответствие региональной и местной политике в развитии образования, по степени значимости той проблемы, на решение которой направлена инновация.
Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы Осознаём: не всякая новая идея, технология, разработка может оказаться средством развития той или иной школы. При оценке инновации по этому основанию следует посмотреть, насколько предлагаемое новшество, если можно так выразиться, встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития общеобразовательного учреждения.
Результативность нововведения Оценивается либо по аналогии освоения этой идеи в другом месте, либо экспертным путём (на основе интуиции, изучения потенциала идеи и т.п.).
Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи Не обязательно решать актуальные проблемы школы только с помощью радикальных инноваций (высшая степень творческой новизны), не имеющих ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что.
Методическая разработанность идеи Предполагает наличие конкретных описаний содержания идеи, структуры, а также этапов, технологии её освоения. При отсутствии описанных разработок, методик, технологий идея всё же может быть принята к освоению в форме эксперимента, в ходе которого все эти технологии разрабатываются: сначала в виде гипотезы, исследовательского проекта и т.д., а затем уже в виде проверенной, обоснованной практики.
Возможности потенциальных участников освоения новшества Они определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива и т.д.
Баланс интересов учителей Баланс интересов разных групп учителей по отношению к тому или иному нововведению.
Возможное сопротивление нововведению Оно может возникать со стороны тех педагогов, предложения которых не прошли; недавних носителей передового опыта; тех учителей, кому нововведение не по силам; тех, для кого инновации оборачиваются беспокойством и исчезновением условий тихого, безмятежного, ленивого существования; тех, кого освоение инновации обрекает на уход из школы или нежелательное для них изменение должности и т.п.
Время, необходимое для освоения Гимназическое образование, к примеру, можно дать ребёнку в течение одиннадцати лет, а ситуация такова, что школа в силу объективных условий через несколько лет должна быть перепрофилирована или реформирована, в ней должен начаться капитальный ремонт и учащиеся будут разделены на несколько школ. Этот пример показывает: планируя нововведения, педагоги должны учитывать тот факт, что как время необходимое для освоения новшества, так и число этапов в его освоении зависят от условий работы школы. Кроме того, каждое новшество требует для своего освоения разного времени. Для одной школы может быть важнее получение не очень объёмного, но быстрого результата, для другой – как раз наоборот: нужен полный результат, а затраченное время большой роли не играет.
Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение Деньги нужны не только на приобретение оборудования, необходимого для подготовки и организации нововведения. Они могут понадобиться и на зарплату учителям (например, если новшество предполагает уменьшение наполняемости классов в интересах лучшей дифференциации и индивидуальности обучения). Они могут быть нужны и для оплаты научных консультаций, экспертизы разработок, программ развития школы, для приглашения специалистов с целью оказания методической помощи учителям при освоении новых идей.
Организационные условия В школе может не быть структурных подразделений или должностей, необходимых для претворения инноваций в жизнь, необходимо их создать.
Нормативно-правовая обеспеченность Целый ряд инноваций, особенно если они предполагают эксперимент, требует разрешение соответствующего органа образования, согласование с другими учебными заведениями, заключение хозяйственных договоров, трудовых соглашений, медицинской или иной экспертизы и т.п.
Привлекательность идеи Соответствие инновации личным интересам и вкусам тех педагогов, которые будут её осваивать.
Новизна идеи Соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики.

Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Рекомендуется использование школьного сайта, регионального образовательного портала для организации виртуального обсуждения, опроса, анкетирования и т.п.

Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других – исполнителей будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе. На этом этапе работы руководителю может быть полезна таблица, в которой каждым учителем определено, каким способом он будет развивать инновацию в каждом конкретном объекте обновления (например, в содержании математического образования учитель может развивать свой опыт, осваивать чей-то опыт, осваивать научные разработки или создавать свой опыт на основе инновационной идеи, т. е. проводить педагогические эксперименты.

Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.

Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.

Рекомендации по изменению подходов к реализации ПНПО в части организации и проведения конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Для становления системы оценивания общеобразовательного учреждения на основе программы развития, на наш взгляд необходимо, как минимум – на региональном уровне:

  • Стандартизировать подходы к разработке и оценке программ развития и публичных отчетов.
  • Создать единую автоматизированную систему для предоставления всеми ОУ Российской Федерации сведений о себе различным категориям потребителей, позволяющую предоставлять централизованно сведения на региональном и федеральном уровне, открыто публиковать ключевые документы, определяющие деятельность образовательных учреждений
  • В рамках создания автоматизированной системы предоставления всеми ОУ РФ необходимых сведений, запустить в эксплуатацию единую информационную среду регламентированного сбора, актуализации и контроля показателей развития образовательных систем.

Надо отметить, что, конкурс инновационных школ до сего времени поощрял в основном ОУ за уже достигнутые определенные результаты и в меньшей степени являлся целевым грантом на развитие учреждений в рамках реализации инновационных программ. На наш взгляд, необходимо разработать механизм стимулирования инновационной активности ОУ, позволяющий Государству на штатной основе поддерживать передовые педагогические коллективы на основе оценки шага новизны в инновационном развитии учреждений. Развитие проекта должно характеризоваться высокой степенью объективности отбора ОУ по единым критериям во всех субъектах РФ (возможно, без квотирования) с участием распределенного сообщества независимых экспертов, внешним контролем за выполнением проектов победителями конкурса и оценкой результатов по объективным показателям, полученным на основе сведений из независимых источников.

Гранты для школ - победителей должны направляться на оплату работ по выполнению проекта как штатным, так и привлеченным сотрудникам, закупку дополнительного оборудования, необходимого для выполнения проекта и т.п., в соответствии со сметой проекта. Реализация проекта должна поддерживаться современной информационной системой, обеспечивающей удаленную работу независимых экспертов и непрерывный мониторинг реализации проекта.

На основе анализа программ развития существующего и планируемого после реализации программы состояния учреждений системы образования (по утвержденным Министерством образования и науки критериям отбора лучших программ) можно провести общую оценку деятельности общеобразовательного учреждения.

Некоторые из этих предложений сегодня учтены в проведении отбора учреждений НПО/СПО в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Часть из них, по нашему мнению, могут быть реализованы на региональном уровне и послужить повышению эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование».

В заключение необходимо отметить, что для повышения эффективности реализации ПНПО, действующая программа развития и ежегодный публичный отчет должны быть у каждой школы в каждом субъекте РФ. Соответствующие изменения должны быть внесены в типовой устав ООУ.

в формате .doc

поделиться:
просмотров: 6595 | дата: 2011-10-05 10:12:59