Отцовская необходимость

Понимание роли отца полярно менялось и в разные исторические эпохи, что в свою очередь приводило к различным проблемам в воспитании.

Принято считать, что отец нужен ребенку только, когда малыш подрастёт, начнёт говорить и играть в футбол, а воспитание младенцев - дело женское. Нередко молодой папа боится взять младенца на руки, отказывается оставаться с малышом, если маме нужно хотя бы ненадолго уйти, не знает, что делать, если ребенок кричит, не умеет поменять подгузник или пеленку. Основные причины такого поведения в традиционно сложившемся образе отца-кормильца и психологической незрелости молодых отцов, которые не умеют получать удовольствие и радость от общения с ребенком. Но многие мужчины искренне считают, что здоровье и нормальное развитие ребенка раннего возраста зависит только от матери.

На самом деле это не так. Участие отца в воспитании, уходе и общении с младенцем существенно влияет на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

Важно не откладывать общение с младенцем, не ждать, когда он станет старше, а начинать знакомиться и общаться с ребёнком ещё до того, как он родится, и с самого рождения принимать участие в уходе.

Однако отец не врывается в диаду мать-ребенок незваным, он не возникает в детской жизни независимо от матери, как незваный пришелец из другого мира. Наоборот, отец обретает свое значение для ребенка во многом через ее посредничество. Это подтверждается и данными экспериментального исследования: если матери считают, что отец может и должен участвовать в жизни ребенка, то отец ведет себя соответствующим образом и становится более доступным для своих детей.

Кроме того, способность к восприятию ребенком родителей в паре, как не зависимых от него, имеющих особые отношения друг с другом, интегрирует его внутренний мир, в котором теперь могут существовать различные объектные отношения, и у него появляется более независимая позиция для исследования самого себя.

Формирование половой и полоролевой идентичности

Отец имеет важнейшее значение для возникновения у ребенка ощущения себя, принадлежащим к мужскому или женскому полу (ядерная половая идентичность) и овладению способами поведения, свойственными мужчинам и женщинам (полоролевая идентичность).

Как отмечал З.Фрейд, присутствие сильного отца гарантирует сыну правильное решение для выбора объекта в противоположном поле. Взрослея, мальчик постепенно все больше осознает свое «мужское бытие» и ищет отца, отождествление с которым способствует сепарации от матери и разотождествлению с ней. Когда отец не является легко доступным, идентификация с ним может быть задержана и установление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается. «Из-за отцовской пассивности или беспомощности, или из-за его стимуляции враждебной состязательности, наблюдающаяся у мальчика преувеличенная демонстрация фаллической силы обычно свидетельствует о его чувстве незащищенности, а не доказывает его мужественность».

Идентификацию с ним ребенка облегчает степень его теплоты и эмоциональной вовлеченности. Экспериментально было показано, что когда сыновья чувствовали отцовское принятие, они ощущали большую близость с ним и были более склонны к проявлению типичных мужских черт, независимо от степени маскулинности отцов.

Отец необходим не только для успешного формирования маскулинности сыновей, но и женственности дочерей: еще в 70-е годы прошлого века это утверждение вызывало большие сомнения исследователей. Считается, что отец должен восхищаться своей дочерью и гордиться ею. Однако восхищение не должно переходить в соблазняющее поведение, что может привести к регрессии девочки. Психоаналитически ориентированные исследователи считают, что для успешного принятия женской половой роли девочка должна испытывать гордость от ощущения себя женщиной и идентифицироваться с материнской ролью в отношениях с отцом.

Отсутствие отца нарушает формирование полоролевой идентичности у девочек, что приводит к усилению сепарационной тревоги, отрицанию чувств, связанных с уходом отца, идентификации с потерянным объектом, объектным «голодом» по отношению к мужчинам. Исследования девушек 13-17 лет показывают, что если у них не было отца вследствие развода родителей, они в большей степени искали внимания мужчин, эмоционально зависели от них и чаще вступали в сексуальные отношения, чем девушки, у которых отец умер или жил вместе со своей семьей. Уже в первые месяцы жизни ребёнка отец, в отличие от матери, играет по-разному с мальчиком и девочкой, способствуя формированию их половой самоидентификации. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в формировании адекватных способов общения у девочки.

Эмоциональное развитие

Имеется множество экспериментальных свидетельств о том, что делинквентное поведение, злоупотребление алкоголем, поведенческие трудности, депрессивные симптомы, безработица у отцов связаны с риском возникновения депрессивных и тревожных состояний у детей и подростков. Исследований о связи состояния поведения отцов с эмоциональным благополучием их детей было проведено гораздо меньше.

Есть данные о важности детско-отцовского конфликта для возникновения депрессивной симптоматики у подростков. И, наоборот, удовлетворенность подростков отцовской поддержкой связана с меньшей частотой появления депрессивной и тревожной симптоматики. В других исследованиях отмечается, что чем больше негативных эмоций в отношениях ребенка с отцом, тем в большей степени дети агрессивны в школе.

В семье, где воспитанием детей занимаются оба родителя, ребенок осваивает науку поведения по образцам, которые демонстрируют мама и папа. В раннем возрасте все дети отождествляют себя, прежде всего, с мамой. Дочка у мамы учится женственности, а сын должен сначала отделиться от мамы, для того, чтобы начать отождествлять себя с отцом. Происходит это между третьим и шестым годами жизни ребенка. В этот период происходит сближение сына с папой, в результате чего к 6-летнему возрасту ребенок, можно сказать, психологически уже становится мужчиной. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них теплые, разносторонние, дружеские взаимоотношения.

Именно в общении с отцом, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, подражая ему во всём: в поведении, мимике, жестах, речи — и, главное, в отношении к матери! Отношение отца к матери определяет характер отношения мальчика к девочкам.

У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как строятся отношения с мужчиной. Проблемы и конфликты во взаимоотношениях родителей нередко предопределяют возникновение проблем в будущем браке ребёнка. Любовь отца даёт девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Слова любви и поддержки, сказанные отцом, способствуют формированию у неё положительной самооценки и уверенности в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отца порождает у девочки беспокойство, неустойчивость настроения и демонстративное поведение как средство привлечения внимания.

Когнитивное развитие

Имеющиеся данные свидетельствуют, что дети с более эмоционально вовлеченными отцами (отзывчивыми, поддерживающими, обучающими, поощряющими) характеризуются лучшим когнитивным развитием, лучшей школьной успеваемостью. Чем больше отцовская забота, тем в большей степени сын будет применять отцовские способы мышления и разрешения проблемных ситуаций. Более того, поскольку отцы проводят с детьми гораздо меньше времени, чем матери, то они уже знакомы с языком своих маленьких детей и говорят с ними на «взрослом» языке, который более структурирован, сложен, директивен, что может стимулировать языковое развитие детей.

Почему же для младенца так необходимы забота и внимание отца? Дело в том, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Мать сконцентрирована в основном на уходе и кормлении, а отец больше играет с малышом, поощряя его любопытство, расширяя возможности развития. Ведь именно в игре у ребенка формируются двигательные навыки, развивается мышление и речь, он начинает понимать простейшие слова, такие как «на», «иди», «дай» и другие.

Мать играет с малышом в нежные, спокойные, традиционные игры: «Ку-ку», «Ладушки», «Сорока-ворона», она чаще использует игрушки при общении с младенцем. А отец устраивает необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой, используя для игры свое собственное тело: подбрасывая малыша, покачивая на коленях, катая на спине. В таких играх детям особенно нравятся проявление физической силы и непредсказуемость. Они формируют быструю реакцию, умение принимать решение в сложных ситуациях; снимают нервно-мышечное напряжение, заряжают положительными эмоциями.

Поведение

Во многих экспериментальных исследованиях показано, что «негативное» отцовствование является важной причиной возникновения поведенческих нарушений у детей. Поведение детей, чьи отцы проявляют грубость и физическую агрессию в отношениях с ними, чаще имеет черты асоциальное, чем поведение детей, чьи отцы проявляют большую эмоциональную теплоту, вовлеченность. Считается, что бесчувственный, равнодушный отец препятствует развитию эмоциональной регуляции у ребенка. Возбужденный ребенок, отец которого не может помочь ему успокоиться, вынужден в итоге пытаться справиться со своими эмоциями самостоятельно, что нередко выражается в агрессивных срывах. Это может быть также и следствием работы защитного механизма идентификации с агрессором.

В то же время исследования свидетельствуют, что позитивная вовлеченность отца связана с меньшим количеством проблем с поведением в школе независимо от качества материнской вовлеченности. Мальчики и девочки, чьи отцы проявляли высокую увлеченность игрой с детьми и высокий уровень позитивных чувств во время нее, пользуются популярностью среди сверстников. В дальнейшем было уточнено, что уровень популярности зависит также от уровня директивности отца во время совместной игры: чем директивность ниже, тем выше рейтинг ребенка в группе сверстников.

Отец как родной человек

Знание, что отец — это человек, участвовавший в зачатии, имеет важнейшее значение, поскольку создает у ребенка представление о себе как потомке двух родов. «Мы все — метисы. Мы произошли от смешения двух различных семей: семьи нашей матери и нашего отца». И если матери «присваивают» себе своих детей, то они лишают их части родословной, делая из ребенка «символического паралитика, у которого отнята половина тела».

Знание о своем «отце по рождению» имеет важное значение для формирования того аспекта идентичности, который связан с представлением о себе как о наследнике и продолжателе фамилии. Ребенок может жить с отчимом, но не он передает ребенку его отцовскую родословную. Даже если мать ребенка не знает, кто его отец (к примеру, из-за искусственного оплодотворения от неизвестного донора), для ребенка важна правда и знание о том, что у него, как и любого другого человека, есть два родителя.

Таким образом, отец — это значимый человек в жизни ребенка, способствующий его сепарации от матери, ведущий себя с ним качественно отличным от материнского образом, имеющий с ней особые, супружеские отношения и передающий ему неотъемлемую часть истории его рода.

Подготовила: педагог-психолог Лещева Е.А.

поделиться:
просмотров: 3722 | дата: 2011-12-05 16:09:49