Рекомендации учителям первых классов по формированию УУД

1. Учителям начальных классов округа необходимо:

- изучать стартовые результаты диагностики сформированности универсальных учебных действий; последовательно реализовать в своей деятельности положения Стандарта, направленных, на формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД. Результаты усвоения УУД учащимися являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

2. Обеспечивать плавный, бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности учащихся с низким уровнем школьной мотивации;

- укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, стимулировать у детей желание учиться.

- внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки желательно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций. Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служат «Карты самооценки ученика». Отмечать успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.

3. В части совершенствования зрительно-моторной координации ежедневно использовать не только упражнения по копированию прописных букв, цифр, но и задания на развитие умения сравнивать, изображать предметы по форме, величине, цвету, ориентировке в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу с целью предупреждения оптической дисграфии и формирования зрительного контроля над движениями. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С 1-ого класса зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков.

4. Обращать внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

5. Учитывать формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе и использовать:

• задания разной степени трудности;

• специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.

6. Уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку. Дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

7. Начинать предъявлять ребенку помощь желательно всегда с наименьшей (стимулирующей). Если предлагаемый вид помощи не принят учащимся, учитель увеличивает сложность помощи и переходит к эмоционально-регулирующей и т.д. до тех пор, пока ученик не воспримет необходимый именно ему вид помощи и не начнет выполнять задание.

8. Развивать у первоклассников способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

9. Необходима поддержка в развитии коммуникативных навыков, проведении групповых заданий на уроке (развитие умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми). Важно положительное одобрение со стороны взрослого. Учителю 1 класса необходимо осторожно демонстрировать свое отношение к детям и их поступкам, так как отношения одноклассников к ребенку в значительной мере определяются отношением к нему учителя, транслируемого через оценки и замечания.

10. Прививать правила моральных норм, нравственного поведения (особенно способствуют уроки литературного чтения, а прием самостоятельного чтения «Читай самому себе» помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте).

Начальник социопсихологического отдела
ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» И.А. Забелина

поделиться:
просмотров: 6412 | дата: 2012-04-02 16:07:26