О профилактике суицида

В связи с ростом случаев суицидов среди детей и подростков, произошедшие в ряде регионов Российской Федерации, с учетом значимости проблемы, в целях профилактики суицидального поведения в образовательных учреждениях разместить плакаты о получении психологической помощи несовершеннолетними и их родителями (законными представителями) по следующим телефонам:

  • 8-800-2000-122 (детский телефон доверия, бесплатный звонок с любого телефона, помощь окажут профессиональные психологи);
  • 8-495-637-70-70 (служба экстренной психолого-психиатрической помощи для пострадавших при чрезвычайных ситуациях);
  • 8-495-624-60-01 (центр экстренной психологической помощи Московского психолого-педагогического университета).

Также необходимо информирование о возможности получения на безвозмездной основе амбулаторной и стационарной помощи несовершеннолетним, имеющим суицидальные мысли, намерения и попытки на базе реабилитационного стационарного отделения государственного бюджетного учреждения Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям» (г. Самара, ул. Пугачевская, д.27, тел. 8-846-958-83-44).

По мнению ведущих специалистов, занимающихся суицидологией, суицидальное поведение не всегда и не всецело определяется тяжестью жизненной ситуации. Развитие суицидальных реакций, а нередко и самих психотравмирующих ситуаций, связано с наличием внутриличностных факторов, определенных неадаптивных установок, которые в неблагоприятных условиях могут провоцировать возникновение межличностных конфликтов и суицидального поведения. Таким образом, прогнозирование суицидального поведения с целью первичной и вторичной профилактики суицида становятся одной из основных задач образовательных и социальных учреждений.

Рекомендации для администрации образовательных учреждений по профилактике суицида среди детей подростков:

  1. Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведет себя демонстративно и др.
  2. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т.п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку, главное в этот период – учебное достижение, эмоциональное благополучие.
  3. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.
  4. Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.

Начальник социопсихологического отдела
ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» И.А. Забелина

поделиться:
просмотров: 2943 | дата: 2012-03-15 08:23:10