Лень… – порок или потребность организма?
Феномен лени в нашей системе ценностей, как правило, носит отрицательный оценочный характер, многие рассматривают это качество как недостаток. Известно, что в общеобразовательных учреждениях леность весьма распространенная характеристика учеников, с которой педагоги связывают неуспеваемость, недисциплинированность, проблемы с посещаемостью занятий как урочных, так и внеурочных. Между тем, понимание этого психического явления не столь однозначно.
Лень как защитная реакция организма
В настоящее время психологической защитой считаются любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию неосознанно, для того, чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные. Защитные стратегии чаще предполагают бессознательное, нерациональное поведение, в том числе, и отказ от активности. Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. Организм пытается восстановиться хотя бы частично – то есть рабочий процесс идет, но со сниженной интенсивностью.
Функции психологических зашит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна передышка для новой активности.
Лень как психическое состояние.
Состояния могут иметь разный энергетический уровень, который находит отражение в качественной специфике актуализирующихся состояний.
Неравновесные состояния разной интенсивности обладают специфическим качеством, отражающемся в составе, структуре, функциях, влиянии на поведение и пр. Равновесные состояния являются фундаментом адекватного, предсказуемого и взвешенного поведения. Актуализация же неравновесных состояний часто является причиной нерационального, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического поведения. Чем больше интенсивность психического состояния, тем большим количеством энергии она обладает.
Уровень психической активности | Состояние психической активности |
---|---|
Состояния повышенной психической активности | Счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ярость, ужас, паника, восхищение, страсть, ненависть, воодушевление, мобилизация, дистресс, негодование и др. |
Состояния средней (оптимальной) психической активности | Спокойствие, симпатия, сострадание, эмпатия, готовность, борьба мотивов, сосредоточенность, озарение (инсайт), заинтересованность, сомнение, удивление, размышление, озадаченность и др. |
Состояния пониженной психической активности | Грезы, подавленность, грусть, печаль, тоска, горе, страдание, усталость, утомление, монотония, скука, прострация, рассеянность, релаксация, кризисное состояние и др. |
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что лень- это состояние пониженной психической активности, неравновесное состояние.
Лень - результат внутриличностного конфликта
Переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутреннего мира, осознание изменчивости собственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов – все это является полем внутриличностных конфликтов. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяют 6 основных видов внутриличностного конфликта.
- Мотивационный. Разделяют следующие разновидности лени при отсутствии мотивации:
- Лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности (например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с людьми, - у них вскоре пропадет желание делать такую работу).
- Лень (точнее, апатия) как признак так называемой циклотимии (периодической смены активности и депрессии), наступающая именно в депрессивной фазе. Человек в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан.
- Лень как условная приятность: не хочется изменять то, что вам так или иначе выгодно. Например, можно страдать по поводу низкой успеваемости в школе, но улучшить результат лень: на что же тогда жаловаться и объяснять свои конфликты с преподавателями?
- Но если уж говорить о лени как о пороке, то, пожалуй, самая страшная ее разновидность – это леность ума. Когда просто лень подумать – что, как и зачем будешь делать.
- Нравственный конфликт. Между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями – «хочу и надо».
- Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности Это конфликт между желаниями и действительностью (которая блокирует их удовлетворение) – «хочу и не могу».
- Адаптационный конфликт – конфликт между требованиями действительности и возможностями человека: профессиональными, физическими, психологическими.
- Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к неудачам и успехам.
- Невротический конфликт. Это результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.
Переживание внутриличностного конфликта – особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне.
Исходя из выше изложенного, можно сказать, что лень - это не всегда недостаток или порок человека. И если мы замечаем у кого-то (будь то ученик, сотрудник, друг или родственник), кто рядом с нами проявление данного феномена, то эффективнее будет поддержать, помочь, выслушать или дать совет, а не отвергать и порицать его.
Подготовила: педагог-психолог Лещева Е.А.