Об актуальных вопросах обеспечения преподавания религиозных культур и этики по выбору семьи школьника

В настоящее время в школах проходят новые выборы предметов-модулей ОРКСЭ среди родителей нынешних третьеклассников. Поэтому хотелось бы ещё раз обратить внимание администрации школ на некоторые моменты.

Но вначале несколько слов следует сказать о цели всей деятельности по введению преподавания религиозных культур и этики: это духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в школе. Четкое понимание этой цели определяет и видение проблемных вопросов, и путей их конструктивного, правильного решения.

Духовно-нравственное воспитание учащихся — главная цель преподавания религиозных культур по выбору семьи школьника. В преподавании светской — общественной, гражданской этики есть свои особенности, в том числе в части ценностных оснований и воспитательных возможностей, о которых надо говорить особо. Что же касается религиозных культур, то главная задача преподавания любой религиозной культуры в школе это то, что собственно заказывает школе семья. Здесь принципиальная позиция: не государство что-то предлагает или навязывает, не религиозные организации что-то навязывают, и не педагоги, учителя, школа решают что изучать, а именно семья школьника. Преподавание религиозной культуры в школе это помощь семье, поддержка семьи в систематической деятельности по формированию ценностно-смысловой сферы личности ребенка, его нравственной и поведенческой культуры на основе мировоззрения, морали, образа жизни, принятых в одной из традиционных религий народов России. Именно той, к которой выражает свою принадлежность или предпочтительное отношение семья.

Преподавание религиозных культур в рамках ОРКСЭ, новой предметной области — это не религиоведение, не просто информирование о разных религиях. Необходимый минимум таких знаний о религиях дается в курсах истории и обществознания. Это всестороннее изучение и приобщение учащегося к родной или близкой для его семьи традиции (включая мировоззренческую, нравственную составляющие, образ жизни). Формирование соответствующей духовной и нравственной культуры ребенка в согласии, в сотрудничестве, во взаимодействии с его семьей и социальным окружением. Только с этой позиции можно корректно решать задачи обеспечения преподавания религиозных культур в школе.

Итак, семья. Цитата из выступления руководителя Департамента образования города Москвы И.И. Калины на городском селекторе с руководителями окружных управлений образования, директорами школ 29 марта 2012 года: «Опыт 19 субъектов в 2009 году и 21субъекта в 2011 году говорит о том, что очень часто мы работники образования идем по тому пути, который легче нам, но менее интересен семье. Конечно, легче организовать изучение основ светской этики, чем основ любой религиозной культуры. И мы тогда где-то явно, где-то не явно, но, все-таки, оказываем некое давление на семьи и в результате получаем очень большое количество желающих изучать светскую этику и гораздо меньшее количество желающих изучать основы религиозных культур, в частности православной культуры, чем можно было бы ожидать на наших территориях. Поэтому я прошу избегать любого давления на семью, с тем, чтобы обеспечить удобный для школ выбор».

Здесь можно сделать одно уточнение. Уважать запрос и удовлетворить запрос — не одно и то же. Удовлетворить запрос должна система в целом. Это дело не одной школы и даже не одного региона, а системы общего образования в целом. Но вот уважать образовательный запрос граждан можно сразу, везде и всюду. Чтобы качественно удовлетворить запрос предстоит много чего сделать, но уважать выбор семьи можно изначально, и для этого нужно только не считать себя умнее людей, спокойно и уважительно письменно зафиксировать выбор родителей в каждой школе.

Родителям современных третьеклассников надо и дать информировано и свободно выбрать, и сделать все возможное для удовлетворения этого выбора.

По материалам статьи И.В. Метлик, члена Методического объединения по ОРКСЭ, заведующего лабораторией ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской Академии образования (ИСВ РАО), заведующего научно-методическим кабинетом ОРОИК РПЦ.

поделиться:
просмотров: 832 | дата: 2013-04-17 13:30:47