Анализ анкетирования учащихся выпускных классов школ СВУ МОиН СО по вопросам профессионального самоопределения
В образовательных учреждениях СВУ МОиН СО прошло анкетирование выпускников 9-х и 11-х классов по вопросам профессионального самоопределения. Анкетирование школьников проходило в период с 22 марта по 11 апреля 2013 года при участии классных руководителей выпускных классов, ответственных за профориентационную работу в школах. Подсчет результатов анкет, обработка и анализ проводились на базе Ресурсного центра.
В анкетировании приняли участие 1561 человек, их них:
-1001 выпускников 9-х классов;
-560 выпускников 11-х классов.
Профессиональные намерения выпускников
Профессиональные намерения выпускников 9-х классов
Профессиональные намерения | 2012 г. | 2013 г. |
Продолжить учебу в школе | 56,2 % | 51,6 % |
Продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования | 6,3 % | 9 % |
Продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования | 34,7 % | 35,8 % |
Получить профессию на курсах | 0 % | 1 % |
Работать | 0,7 % | 0 % |
Не определились с выбором | 0,1 % | 2,5 % |
Оставлены на повторный год | 2 % | 0,1 % |
Анализ профессиональных намерений показал, что большинство учащихся после окончания 9-го класса планируют продолжить обучение в школе или в учреждениях среднего профессионального образования, что соответствует данным анкетирования прошлого года. Повысился так же процент выпускников желающий получить начальное профессиональное образование.
Профессиональные намерения выпускников 11-х классов
Профессиональные намерения | 2012 г. | 2013 г. |
Продолжить обучение в учреждениях высшего профессионального образования | 74,1 % | 87,5 % |
Продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования | 20,5 % | 10,8 % |
Продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования | 1 % | 1 % |
Получить профессию на курсах | 0,5 % | 0 % |
Работать | 2,7 % | 0,4 % |
Служить в армии | 0,2 % | 0,3 % |
Абсолютное большинство опрошенных одиннадцатиклассников, как и в предыдущем году, ориентируется на продолжение образования. Справедливо полагая, что общего среднего образования недостаточно для профессиональной реализации и построения профессиональной карьеры.
Данные опроса выпускников показали, что количество желающих получить высшее профессиональное образование, по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 13,4 %.
Наименее популярным для выпускников, как 9-х, так и 11-х классов остается поступление в учреждения начального профессионального образования.
Значительно снизился процент выпускников, готовых после окончания школы работать и служить в армии.
На данный момент не смогли определиться с выбором будущей профессии 2,5 % опрошенных девятиклассников (в 2012 году – 4,5%).
Из диаграммы «Выбор выпускниками 9-х классов направления профессионального образования» видно, что выпускники отдают предпочтение техническому образованию, что соответствует потребностям современного рынка труда.
Выбор сферы профессиональной деятельности
Привлекательность различных видов трудовой деятельности у выпускников 9-х и 11-х классов 2013 года образовательных учреждений СВУ МОиН СО можно проследить по их ориентации на получение профессионального образования в конкретной отрасли экономики.
Диаграмма 1.
Выбор выпускниками 9-х классов
направления профессионального образования
(в %, с учетом выбора образовательной территории)
Наиболее популярными сферами деятельности у выпускников 9-х классов 2013 года являются транспорт и связь (102 чел.), промышленность (70 чел.), медицина (52 чел.), информатика и вычислительная техника (32 чел.), образование (30 чел.). Полностью отсутствует интерес к такой сфере как сельское хозяйство. Низким остается интерес к сфере бытового обслуживания, торговле, культуре и искусству.
Диаграмма 2.
Выбор
сфер профессиональной деятельности выпускниками 9-х классов (в %)
На данный момент определились с выбором будущей профессии 93 % опрошенных одиннадцатиклассников. 7% - не определились либо с профессией, либо с образовательным учреждением.
Диаграмма 3.
Выбор выпускниками 11-х классов
направления профессионального образования
(в %, с учетом выбора образовательной территории)
Процент выпускников 11-х классов планирующих получить техническое образование ниже, чем в предыдущем году на 4,3 %. Повысился процент желающих получить профессиональное образование за пределами Самарской области (на 1,2%). Это учащиеся, ориентированные на получение специальностей, подготовка по которым не ведется в Самарской области (академии МВД, МЧС, военные академии). Преимущество так же отдается учреждениям профессионального образования в городах Казань, Уфа, Альметьевск, Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, где выпускники планируют получить специальности педагогов, юристов, экономистов, инженеров.
Диаграмма 4.
Выбор сфер профессиональной деятельностивы
пускниками 11-х классов (в %)
Из диаграммы видно, что наиболее популярными сферами деятельности у выпускников 11-х классов являются промышленность, экономическая и управленческая деятельность. Повысился интерес к правоохранительной деятельности и безопасности, приоритетным направлением образования становится для девушек медицина. Значительно снизился интерес к сельскому хозяйству, строительству.
0,5% выпускников выбрали заочную форму обучения.
Влияние на выбор профессии
В ходе анкетирования учащимся задавался вопрос: «Чем продиктован Ваш профессиональный выбор?» и предлагались такие варианты ответов:
а) мечта;
б) престиж профессии;
в) желание родителей;
г) большая заработная плата;
д) совет друзей;
е) близость расположения учебного заведения к месту жительства;
ж) случайные обстоятельства.
Обстоятельства, влияющие на профессиональный выбор молодых людей, представлен в таблице:
Таблица 3.
Факторы, влияющие на выбор будущей профессии
Фактор | 9 класс | 11 класс |
мечта | 32 % | 30% |
престиж профессии | 26 % | 31% |
желание родителей | 11 % | 8 % |
большая заработная плата | 17 % | 17 % |
совет друзей | 5 % | 3 % |
близость расположения учебного заведения к месту жительства | 9 % | 9 % |
случайные обстоятельства | 0 % | 2 % |
Проблемы, возникающие при выборе профессии
При обработке анкет учащихся выяснилось, что часть выпускников не знает точного названия учреждения профессионального образования, куда планирует поступать; уровень профессионального образования по избранной профессии; не могут правильно указать профессии, востребованные на рынке труда; не могут выбрать из нескольких вариантов.
Дети-инвалиды (2 девятиклассника), обучающиеся дистанционно, проинформированы о возможности получения профессионального образования дистанционно.
Заключение
Проведенное анкетирование позволило выявить профессиональные планы выпускников общеобразовательных учреждений, определить спектр доминирующих профессиональных предпочтений учащихся, увидеть пробелы в профессиональном самоопределении школьников.
Анкетирование показало, что абсолютное большинство учащихся 9-х и 11-х классов округа определилось с выбором профессии. Этому способствовали профориентационные мероприятия, проводимые в школах и округе. Так второй год школы округа принимают участие в областной недели труда и профориентации «7 шагов к профессии». В ходе этой акции в школах округа проходили мероприятия с привлечением руководителей предприятий, представителями местных администраций, экскурсии на предприятия, где работают родители, мастер-классы, всевозможные конкурсы, презентации профессий, дискуссии о выборе профессии и роли семьи в профессиональной ориентации детей. В учреждениях профессионального образования округа проводятся Дни открытых дверей. Регулярно организуется участие школьников в видеоконференция, проводимых в рамках проекта «Открытый урок». Учащиеся информируются об учебных заведениях Самарской области посредством справочников «Вестник абитуриента», информационных буклетов учреждений профессионального образования.