Анализ анкетирования учащихся выпускных классов школ СВУ МОиН СО по вопросам профессионального самоопределения

В образовательных учреждениях СВУ МОиН СО прошло анкетирование выпускников  9-х и 11-х классов по вопросам профессионального самоопределения. Анкетирование школьников проходило в период с 22 марта по 11 апреля 2013 года при участии классных руководителей выпускных классов, ответственных за профориентационную работу в школах. Подсчет результатов анкет, обработка и анализ проводились на базе Ресурсного центра.

В анкетировании приняли участие 1561 человек, их них:

-1001 выпускников 9-х классов;

-560  выпускников 11-х классов.

Профессиональные намерения выпускников

Профессиональные намерения выпускников 9-х классов

Профессиональные намерения 2012 г. 2013 г.
Продолжить учебу в школе 56,2 % 51,6 %
Продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования 6,3 % 9 %
Продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования 34,7 % 35,8 %
Получить профессию на курсах 0 % 1 %
Работать 0,7 % 0  %
Не определились с выбором 0,1 % 2,5 %
Оставлены на повторный год 2 % 0,1 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 Анализ профессиональных намерений показал, что большинство учащихся после окончания 9-го класса планируют продолжить обучение в школе или в учреждениях среднего профессионального образования, что соответствует данным анкетирования прошлого года. Повысился так же процент выпускников желающий получить начальное профессиональное образование.

Профессиональные намерения выпускников 11-х классов

Профессиональные намерения 2012 г. 2013 г.
Продолжить обучение в учреждениях высшего профессионального образования 74,1 % 87,5 %
Продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования 20,5 % 10,8 %
Продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования 1 % 1 %
Получить профессию на курсах 0,5 % 0 %
Работать 2,7 % 0,4 %
Служить в армии 0,2 % 0,3 %

 

 

 

 

 

 

 

 Абсолютное большинство опрошенных одиннадцатиклассников, как и в предыдущем году, ориентируется на продолжение образования. Справедливо полагая, что общего среднего образования недостаточно для профессиональной реализации и построения профессиональной карьеры. 

Данные опроса выпускников показали, что количество желающих получить высшее профессиональное образование, по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 13,4 %.

Наименее популярным для выпускников, как 9-х, так и 11-х классов остается поступление в учреждения начального профессионального образования.

Значительно снизился процент выпускников, готовых после окончания школы работать и служить в армии.

На данный момент не смогли определиться с выбором будущей профессии 2,5 % опрошенных девятиклассников (в 2012 году – 4,5%).

Из диаграммы «Выбор выпускниками 9-х классов направления профессионального образования» видно, что выпускники  отдают предпочтение техническому образованию,  что соответствует потребностям современного рынка труда. 

Выбор сферы профессиональной деятельности


Привлекательность различных видов трудовой деятельности у выпускников 9-х и 11-х классов 2013 года образовательных учреждений СВУ МОиН СО можно проследить по их ориентации на получение профессионального образования в конкретной отрасли экономики.

Диаграмма 1.

Выбор выпускниками 9-х классов

 направления профессионального образования

(в %, с учетом выбора образовательной территории)

diagr_1.jpg 

 

Наиболее популярными  сферами деятельности у выпускников 9-х классов 2013 года являются транспорт и связь (102 чел.), промышленность (70 чел.), медицина (52 чел.), информатика и вычислительная техника (32 чел.),  образование (30 чел.). Полностью  отсутствует интерес к такой сфере как сельское хозяйство. Низким остается интерес к сфере бытового обслуживания, торговле, культуре и искусству.

Диаграмма 2.

Выбор

сфер профессиональной деятельности выпускниками 9-х классов (в %)

diagr_2.jpg


На данный момент определились с выбором      будущей профессии 93 % опрошенных одиннадцатиклассников. 7% - не определились либо с профессией, либо с образовательным учреждением.

Диаграмма 3.

Выбор выпускниками 11-х классов

направления профессионального образования

 (в %, с учетом выбора образовательной территории)

diagr_3.jpg

Процент выпускников 11-х классов планирующих получить техническое образование ниже, чем в предыдущем году на 4,3 %. Повысился процент желающих получить профессиональное образование за пределами Самарской области (на 1,2%). Это учащиеся, ориентированные на получение специальностей, подготовка по которым не ведется в Самарской области (академии МВД, МЧС, военные академии). Преимущество так же отдается учреждениям профессионального образования в городах Казань, Уфа, Альметьевск, Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, где выпускники планируют получить специальности педагогов, юристов, экономистов, инженеров.

 Диаграмма 4.

Выбор сфер профессиональной деятельностивы

пускниками 11-х классов (в %)

diagr_4.jpg

 

Из диаграммы видно, что наиболее популярными сферами деятельности у выпускников 11-х классов являются промышленность, экономическая и управленческая деятельность. Повысился интерес к правоохранительной деятельности и безопасности, приоритетным направлением образования становится для девушек медицина. Значительно снизился интерес к сельскому хозяйству, строительству.

0,5% выпускников выбрали заочную форму обучения.

Влияние на выбор профессии

В ходе анкетирования учащимся задавался вопрос: «Чем продиктован Ваш профессиональный выбор?»  и  предлагались такие варианты ответов:

а) мечта;

б) престиж профессии;

в) желание родителей;

г) большая заработная плата;

д) совет друзей;

е) близость расположения учебного заведения к месту жительства;

ж) случайные обстоятельства.        

 Обстоятельства, влияющие на профессиональный выбор молодых людей, представлен в таблице:

Таблица 3.

Факторы, влияющие на выбор будущей профессии

Фактор 9 класс 11 класс
мечта 32 % 30%
престиж профессии 26 % 31%
желание родителей 11 % 8 %
большая заработная плата 17 % 17 %
совет друзей 5 % 3 %
близость расположения учебного заведения к месту жительства 9 % 9 %
случайные обстоятельства 0 % 2 %

 

 Проблемы, возникающие при выборе профессии


При обработке анкет учащихся выяснилось, что часть выпускников не знает точного названия учреждения профессионального образования, куда планирует поступать; уровень профессионального образования по избранной профессии; не могут правильно указать профессии, востребованные на рынке труда; не могут выбрать из нескольких вариантов. 

Дети-инвалиды (2 девятиклассника), обучающиеся дистанционно, проинформированы о возможности получения профессионального образования дистанционно.  

Заключение

Проведенное анкетирование позволило выявить профессиональные планы выпускников общеобразовательных учреждений, определить спектр доминирующих профессиональных предпочтений учащихся, увидеть пробелы в профессиональном самоопределении школьников.

Анкетирование показало, что абсолютное большинство учащихся 9-х и 11-х классов округа определилось с выбором профессии. Этому способствовали профориентационные мероприятия, проводимые в школах и округе. Так второй год школы округа принимают участие в областной недели труда и профориентации «7 шагов к профессии». В ходе этой акции в школах округа проходили мероприятия с привлечением руководителей предприятий, представителями местных администраций, экскурсии на предприятия, где работают родители, мастер-классы, всевозможные конкурсы, презентации профессий, дискуссии о выборе профессии и роли семьи в профессиональной ориентации детей. В учреждениях профессионального образования округа проводятся  Дни открытых дверей. Регулярно организуется  участие школьников в видеоконференция, проводимых в рамках проекта «Открытый урок». Учащиеся информируются об учебных заведениях Самарской области посредством справочников «Вестник абитуриента», информационных буклетов учреждений профессионального образования.

поделиться:
просмотров: 11544 | дата: 2013-04-26 08:57:13