Карта анализа урока по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Критерии оценки урока (каждый критерий оценивается – по 5-балльной шкале:
- 0 – 1 практически не проявляется
- 2 – 3 в малой степени – недостаточно
- 4 – 5 в большой степени – превосходно
№ | Наименование критерия | К-во баллов | Примечание |
---|---|---|---|
1. |
Выбор стратегии урока. -К какому типу относятся основные методики, применённые на данном уроке? (Пассивные, активные, интерактивные)? -Уместно ли на данном уроке сочетание данных методик? |
||
2. |
Оригинальность урока, профессиональная грамотность и эрудиция педагога. -Является ли урок авторским, оригинальным (полностью; отдельными учебными ситуациями – какими именно) -Какие источники, каких авторов (тексты, иллюстрации, предметы, фактография и др.) использовались на уроке? -Грамотно ли (корректно) используются данные источники? -Имели ли место фактические ошибки при изложении учебного материала? -Насколько учитель владеет содержанием преподаваемого модуля в контексте решения воспитательных задач урока? |
||
3. |
Структура урока. -Урок имеет чёткую структуру? -Как осуществляются переходы от одной учебной ситуации к другой, не нарушена ли логика? -Правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока? |
||
4. |
Организация диалога на уроке. -Чётко ли сформулированы задания, вопросы? -Понимают ли их дети? -Активны ли школьники, проявляют интерес? -Удалось ли организовать диалог между детьми? -Были ли такие обучающиеся, которые никак не проявили себя на этом уроке (даже в качестве заинтересованных слушателей)? -Дисциплина на уроке: добивался ли её учитель особыми мерами (мотивация, личный авторитет, повышение/понижение голоса и особая интонация, дисциплинарные взыскания и др.) -Помогали или сковывали диалоговую инициативу эти меры? |
||
5. |
Соответствие учебного материала возрастным и индивидуальным психологическим особенностям. -Соответствует ли предъявляемый учебный материал возрастным особенностям духовно-нравственного развития личности? -Соотносится ли учебный материал с закономерностями формирования ценностных ориентаций? -Учитываются ли в ходе урока индивидуальные психолого-педагогические характеристики отдельных учащихся и класса в целом (особенности восприятия, темперамента, уровень сформированности коммуникативных навыков, уровень обученности и воспитанности )? |
||
6. |
Системность преподавания модуля курса. -Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? -Какие программные вопросы были опущены, обоснованно ли это на данном уроке? -Как связан урок с последующим(и) и предыдущим(и)? -Как и что следовало изменить в изучении нового материала? |
||
7. |
Реализация воспитательных задач. -Велась ли работа по формированию мировоззрения, как был связан урок с жизненным опытом учащихся? -Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя? -Как можно описать слово учителя, его эмоциональное воздействие, стиль педагогического общения, эмоциональную атмосферу урока? -Как действовал учитель на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся, консультирование, организация межличностного/межгруппового взаимодействия, экспертиза и др)? -Был ли установлен контакт с классом? |
||
8. |
Организация обратной связи. -Осуществлялось ли как-то первичное, сопутствующее закрепление в процессе ознакомления с новым материалом? -Как контролировалось усвоение материала (сколько учеников отвечало, по какому принципу осуществлялся опрос? |
||
9. |
Развитие обучающихся. -Имело ли место совершенствование мыслительной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (анализ; синтез; мышление по аналогии; работа с ассоциациями; противопоставление; обобщение, классификация, систематизация)? -Были ли использованы формы работы, направленные на развитие творческого мышления? -Имело ли место эстетическое развитие учащихся? -Работал ли учитель над развитием коммуникативных и личностных навыков у учащихся? |
||
10 |
Формы организации работы на уроке -самостоятельная; -работа в парах; -работа в группах; -индивидуальная; -фронтальная; |
||
11. |
Интеграция учебного материала. -Сообщались ли на уроке какие-то интересные и ранее неизвестные учащимся сведения для общего развития? -Осуществлялись ли интеграция (внутрипредметные, межпредметные, надпредметные связи)? -Прослеживалась ли связь с другими модулями курса? |
||
12 |
Рефлексия -Ученики оценивают результат и процесс деятельности -Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности |
||
13 |
Результативность урока -Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем -Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками |
||
14 |
Техническое обеспечение, его обоснованность. -Использовались ли на уроке раздаточные материалы, мудьтимедийные средства обучения, -ТСО и уместно ли было их использование? -Насколько грамотно изготовлены (в т.ч. и с точки зрения норм СанПиН и соблюдения авторских прав) раздаточные материалы, мультимедийные ресурсы? |