Организация работы в летних пришкольных лагерях.

Лето –время для отдыха и релаксации в период между  учебными занятиями, оно должно быть ярким ,  насыщенным и безопасным. Поэтому особое внимание  уделяется организации качественного отдыха и  оздоровления  детей с  учетом их возрастных и психологических особенностей.  При  его подготовке  особое  внимание  уделяется  проектированию  программ.

Вот несколько рекомендаций по проектированию  воспитательных программ .

1. Нормативные документы,  определяющие государственную политику в сфере отдыха и оздоровления детей и основные  положения в рамках подготовки воспитательных программ детских  оздоровительных лагерей.

- ФЗ « Об образовании в РФ»;

-Трудовой  кодекс  РФ;

-Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы      ( Указ президента РФ от 01.06.2012 года №761);

-Концепция развития дополнительного образования детей   Самарской области до  2015 года          ( Постановление    Правительства   Самарской области  №5   от   21.01.2010 года);

-Типовое  Положение детском оздоровительном лагере  (утверждено Поручением  заместителя Правительства РФ от 07.12.2011 № АЖ — П12 — 8693, опубликовано  письмом  Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 15.04.2011 г. № 18-2/10/1-2188);

- Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей»;

- Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области  от 14.10.2011г. № ИЗСР-30-02/803     «О  порядке экспертизы программ досуговой занятости  в детских оздоровительных  учреждениях Самарской области»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников";

- Закон   Самарской  области  от 30.04.2010  №42-ГД  «Об определении мест, в которых не допускается или ограничивается нахождение детей» .

2. Рекомендации по  проектированию  воспитательных программ.

Воспитательная  программа детского оздоровительного лагеря-  документ о целостной системе содержательной совместной  педагогической работы с детьми в ДОЛ.  Это технологическая цепочка  воспитательной  деятельности от постановки  цели, составления планов до их реализации.  Такая программа может быть авторской и  адаптивной. Уникальной является авторская   программа,  т.к. она основана на особенностях, возможностях конкретного лагеря, кадрового состава и    методической базы.

Этапы  проектирования воспитательной программы:

1.      Анализ ситуации.

2.      Постановка цели и задач.

3.      Определение  стратегии и механизмов реализации.

4.      Обозначение ресурсов для реализации программы.

5.      Определение ожидаемых результатов.

Важнейшими содержательными характеристиками  программ являются:

  • актуальность- ориентированность  программы на решение важных проблем  ( например, межличностные отношения и отношения между поколениями);
  • преемственность – программа основывается на предшествующий свой или чужой  аналогичный опыт;
  • целостность, логичность- свойство программы объединять в  единую систему все действия ( цель,отбор средств, предполагаемые результаты,способы   их   достижения);
  • полнота изложения –подробное  описание в программе идей,смыслов, содержания, механизмов, средств и способов работы;
  • реалистичность -  содержательная  характеристика  программы, она выполнима при наличии  имеющихся  ресурсов, оптимальна  для  потенциала  участников,    заявленные в ней результаты  достижимы  в рамках  смены;
  • адаптивность(гибкость) – способность программы изменяться, корректироваться с учетом объективных условий;
  • оригинальность – нетрадиционный   подход   к  решению  поставленных задач, отражающий творческий поиск педагогического коллектива;
  • грамотность – правильное использование в программе понятий педагогики, возрастной и педагогической  психологии, методики воспитательной и образовательной деятельности, грамотное и четкое написание  формулировок цели,  задач, результатов.

При разработке программы необходимо провести  анализ – определить сильные и слабые стороны, возможности   организации  и   угрозы при реализации программы. К сильным относится, например,  наличие оборудования, профессиональных кадров, дополнительных источников финансирования и т.д. К слабым – все, что затрудняет работу, например, отсутствие ресурсов, несогласованность коллектива и т.д. Возможности – все   имеется, но по каким-то причинам  не исполь зуется.  Угрозы – то, что может повлиять на ухудшение ситуации в организации.

При   проведении   анализа  и  проектировании  программы  важным  является  соответствие целей и задач программы ее содержанию,  в частности  планируемым  мероприятиям. Большую роль играет кадровое обеспечение программы, а   именно -  в разработке программ должны принимать участие те педагоги, которые их будут реализовывать.

Критерии оценки реализации программ ( рекомендательные):

  • уровень достижения заявляемых в программе результатов;
  • уровень удовлетворенности детей и родителей от участия в программе;
  • качество организуемой деятельности.

Воспитательные  программы, спроектированные  и  реализуемые  по  всем  правилам современной   педагогической  теории и  практики , могут  способствовать  появлению сообщества  детей и педагогов,  для  которых  девизом  могут стать слова  Генри Форда:

« Собраться вместе есть начало, сохраниться вместе есть прогресс, работать вместе есть успех»

Подготовила  Берлогина О.В.

Рекомендации подготовлены по материалам журнала «Народное образование», 2014 год.

поделиться:
просмотров: 869 | дата: 2014-05-13 14:10:05