Организация работы в летних пришкольных лагерях.
Лето –время для отдыха и релаксации в период между учебными занятиями, оно должно быть ярким , насыщенным и безопасным. Поэтому особое внимание уделяется организации качественного отдыха и оздоровления детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. При его подготовке особое внимание уделяется проектированию программ.
Вот несколько рекомендаций по проектированию воспитательных программ .
1. Нормативные документы, определяющие государственную политику в сфере отдыха и оздоровления детей и основные положения в рамках подготовки воспитательных программ детских оздоровительных лагерей.
- ФЗ « Об образовании в РФ»;
-Трудовой кодекс РФ;
-Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы ( Указ президента РФ от 01.06.2012 года №761);
-Концепция развития дополнительного образования детей Самарской области до 2015 года ( Постановление Правительства Самарской области №5 от 21.01.2010 года);
-Типовое Положение детском оздоровительном лагере (утверждено Поручением заместителя Правительства РФ от 07.12.2011 № АЖ — П12 — 8693, опубликовано письмом Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 15.04.2011 г. № 18-2/10/1-2188);
- Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей»;
- Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 14.10.2011г. № ИЗСР-30-02/803 «О порядке экспертизы программ досуговой занятости в детских оздоровительных учреждениях Самарской области»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников";
- Закон Самарской области от 30.04.2010 №42-ГД «Об определении мест, в которых не допускается или ограничивается нахождение детей» .
2. Рекомендации по проектированию воспитательных программ.
Воспитательная программа детского оздоровительного лагеря- документ о целостной системе содержательной совместной педагогической работы с детьми в ДОЛ. Это технологическая цепочка воспитательной деятельности от постановки цели, составления планов до их реализации. Такая программа может быть авторской и адаптивной. Уникальной является авторская программа, т.к. она основана на особенностях, возможностях конкретного лагеря, кадрового состава и методической базы.
Этапы проектирования воспитательной программы:
1. Анализ ситуации.
2. Постановка цели и задач.
3. Определение стратегии и механизмов реализации.
4. Обозначение ресурсов для реализации программы.
5. Определение ожидаемых результатов.
Важнейшими содержательными характеристиками программ являются:
- актуальность- ориентированность программы на решение важных проблем ( например, межличностные отношения и отношения между поколениями);
- преемственность – программа основывается на предшествующий свой или чужой аналогичный опыт;
- целостность, логичность- свойство программы объединять в единую систему все действия ( цель,отбор средств, предполагаемые результаты,способы их достижения);
- полнота изложения –подробное описание в программе идей,смыслов, содержания, механизмов, средств и способов работы;
- реалистичность - содержательная характеристика программы, она выполнима при наличии имеющихся ресурсов, оптимальна для потенциала участников, заявленные в ней результаты достижимы в рамках смены;
- адаптивность(гибкость) – способность программы изменяться, корректироваться с учетом объективных условий;
- оригинальность – нетрадиционный подход к решению поставленных задач, отражающий творческий поиск педагогического коллектива;
- грамотность – правильное использование в программе понятий педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики воспитательной и образовательной деятельности, грамотное и четкое написание формулировок цели, задач, результатов.
При разработке программы необходимо провести анализ – определить сильные и слабые стороны, возможности организации и угрозы при реализации программы. К сильным относится, например, наличие оборудования, профессиональных кадров, дополнительных источников финансирования и т.д. К слабым – все, что затрудняет работу, например, отсутствие ресурсов, несогласованность коллектива и т.д. Возможности – все имеется, но по каким-то причинам не исполь зуется. Угрозы – то, что может повлиять на ухудшение ситуации в организации.
При проведении анализа и проектировании программы важным является соответствие целей и задач программы ее содержанию, в частности планируемым мероприятиям. Большую роль играет кадровое обеспечение программы, а именно - в разработке программ должны принимать участие те педагоги, которые их будут реализовывать.
Критерии оценки реализации программ ( рекомендательные):
- уровень достижения заявляемых в программе результатов;
- уровень удовлетворенности детей и родителей от участия в программе;
- качество организуемой деятельности.
Воспитательные программы, спроектированные и реализуемые по всем правилам современной педагогической теории и практики , могут способствовать появлению сообщества детей и педагогов, для которых девизом могут стать слова Генри Форда:
« Собраться вместе есть начало, сохраниться вместе есть прогресс, работать вместе есть успех»
Подготовила Берлогина О.В.
Рекомендации подготовлены по материалам журнала «Народное образование», 2014 год.