«Составление учебных задач заданной когнитивной требовательности как одно из основных коммуникативных умений учителя»
В рамках научно-методического сопровождения реализации ФГОС основного общего образования специалисты Ресурсного центра в течение 2015 года организуют проведения цикла научно-практических семинаров по теме «Проектирование универсальных учебных действий в урочной деятельности по методике Д. Толлингеровой в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
3 апреля 2015 г. в Ресурсном центре для педагогов-предметников основной школы г. Похвистнево, м.р. Похвистневский прошел второй научно-практический семинар «Составление учебных задач заданной когнитивной требовательности как одно из основных коммуникативных умений учителя».
Цель проведения: практическая подготовка учителей к оценке когнитивной требовательности учебных задач и умению целенаправленно, намеренно составлять их.
Задачи семинара:
- Решение проблемных задач с учетом разных предметов (физики, математики, русского языка, иностранного языка, истории, географии).
- Использование таксономии для оценки когнитивной требовательности учебных задач (таксация, исчисление индекса вариабельности, определение операционного состава решения учебных задач и их дидактической ценности).
- Нахождение (на конкретных учебных задачах) формулировок, являющиеся носителями когнитивной требовательности учебных задач и активизации когнитивных действий учащихся.
В работе семинара приняли участие 33 педагога-предметника (постоянных участника группы слушателей). Семинар проводила О.К. Сечкина, кандидат психологических наук, начальник отдела ГБОУ ДПО ЦПК РСПЦ.
Форма проведения: практическое обучение в виде упражнений, тренинга коммуникативных умений.
Программа семинара
1. Таксономия для оценки когнитивной требовательности учебных задач по Д. Толлингеровой. Анализ учебников в соответствии с таксономией учебных задач.
2. Практическое обучение в виде упражнений по оценке когнитивной требовательности учебных задач (работа в группах). Знакомство с таксономией задач и технологическими приемами (таксация, исчисление индекса вариабельности, определение операционного состава решения учебных задач и их дидактической ценности).
2.1 Составление комплекта задач по определенной, близкой учителю теме (по своему предмету). Объяснение понятий: учебная задача и операционный анализ учебной задачи.
2.2 Объяснение понятия «слово действия». На конкретных учебных задачах находить те формулировки, которые являются носителями когнитивной требовательности учебных задач. Работа с 53 неполными формулировками, отвечающие 5 категориям и 27 подкатегориям таксономии.
2.3 Усвоение понятия «таксация учебных задач», выполнение упражнений по практическому проведению на комплекте семи учебных задач. (Решение задачи заключается в том, что учителя выделяя в формулировке заданных учебных задач слова действия, соотнесут по их смыслу с числом из десятичной классификации в таксономии и тем самым определят их когнитивную требовательность).
2.4 Ознакомление с понятием «индекс вариабельности учебных задач», выработка умений выражать индекс в числах, изображать графически. Работа со словами действия.
2.5 Определение операционного состава решения учебных задач и их дидактической ценности по трем направлениям:
- определение стимулирующей силы конкретных учебных задач (то есть их способность вызвать у учащихся именно ту когнитивную операцию, в которой заинтересованы: сопоставление, анализ, дескрипцию, верификацию и т.п.);
- установление дидактической ценности конкретных учебных задач (то есть их способность выявить, в какой мере была достигнута именно та дидактическая цель, которую преследовал учитель, готовясь к уроку, или составитель учебных задач в учебнике);
- составление задачи по заранее заданным показателям их когнитивной требовательности.
3. Подведение итога семинара. Рефлексия (анкета обратной связи).
Семинар проведен в форме практического обучения в виде упражнений, тренинга коммуникативных умений. Это позволило более сознательно и целеустремленно обучиться составлять учебные задачи.
В рамках семинара была подобрана система упражнений на решение проблемных задач, а в качестве пособия использовался набор с заранее подготовленными заданиями. Задачи подобраны так, чтобы они касались разных учебных предметов (физики, математики, русского языка, иностранного языка, истории, географии). Совместная деятельность в группах позволила каждому участнику внести свой индивидуальный вклад в оценке когнитивной требовательности учебных задач, составлении разноуровневых вопросов по степени сложности. Педагогами освоены технологические приемы: таксация, исчисление индекса вариабельности, определение операционного состава решения учебных задач и их дидактической ценности на конкретном материале. Участники высказывали положительные отзывы о полезности практических заданий, которые потребовало сконцентрироваться на многих важных вопросах таксономии учебных задач в соответствии с требованиями методики Д. Толлингеровой.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела