Интернет-травля. Миф или реальность?
Автор данной статьи ставит своей задачей познакомить читателей, в первую очередь педагогов с проблемой «травля в Интернете» в детской и подростковой среде. Описываются основные аспекты профилактической работы образовательных организаций по предотвращению интернет – травли.
Мы, люди, освоившие Интернет уже в сознательном возрасте, привыкли к такому явлению, как появление на форумах пользователей диалога, в оскорбительном тоне. Если нас огорчает такой тон, мы просто покидаем эту площадку общения и переходим на другую. Другое дело - дети, у которых в силу возраста еще не сформировалась психика, для которых общение в сети нередко заканчивается травлей. Сообщения и комментарии, унижающие человеческое достоинство, оскорбления, преследования в Интернете – это все обычная практика сегодняшних дней.
Появилось понятие кибер – буллинг (травля в Интернете), который представляет собой метод морального унижения человека, подавления его достоинства путем публикации различных текстов, размещения там фото – и видеоматериалов оскорбительного характера.
К сожалению, травля вышла за пределы реального мира, перебравшись в мир виртуальный.
Специфика интернет- -травли во многом обусловлена спецификой виртуальной среды:
-она не зависит от посещения школы, так как может осуществляться в любое время;
-возможность писать анонимно, низкая вероятность быть наказанным, приводит к тому, что дети начинают делать то, на что они не решились бы в других обстоятельствах (например, могут высказать человеку то, чего никогда не скажут при личном общении);
-для отправки негативного сообщения или публикации оскорбительного текста, доступного широкой аудитории, требуется несколько щелчков мышкой;
-есть возможность беспрепятственно создавать страницы и записи от имени жертвы.
Запугивание в школе обычно заканчивается вместе с занятиями, а в Интернете обидчик может настигнуть жертву в любое время. Агрессоры, вооруженные ноутбуками, смартфонами и другими устройствами, беспрепятственно преследуют своих жертв в кибер пространстве, отправляют им сообщения в любое время суток, взламывают реальные страницы в социальных сетях и создают фальшивые. Обидчики могут анонимно публиковать слухи, фотографии, видео, оставлять в социальных сетях оскорбительные сообщения, создавать группы против «жертвы» или вести настоящую травлю. Ребенок не видит своего врага воочию, а потому не может дать ему отпор. Беспомощность оборачивается кошмаром.
Способы Интернет - травли разнообразны. Даже самые эмоционально уравновешенные дети, пережив травлю, продолжают до малейших деталей помнить эти эпизоды через много лет.
Ученые установили, что так называемый кибер буллинг подростки переносят тяжелее, чем физические издевательства.
Ситуация усугубляется отсутствием доверия между взрослыми и детьми и непониманием всей серьезности ситуации со стороны взрослых. «Ну что такое может быть в Интернете?! Не обращай внимания!» - так часто думают и говорят взрослые, отмахиваясь от проблем ребенка, которому нужна помощь. Последствия интернет – преследований для подростков вполне предсказуемы: тяжелые депрессии, нервные расстройства, а также попытки суицида. Нужно стремиться к установлению доверительных отношений с ребенком, с пониманием относиться к любому сигналу о травле.
Ни один ребенок не может быть застрахован от интернет – травли. Возлагать всю ответственность на создателей сайтов бесполезно. Да, они могут заблокировать страничку пользователей, участвующих в травле, но это не спасет ситуацию, а может быть даже усложнит ее.
Чтобы беды не случилось, нужно доходчиво объяснить ребенку, что свой номер телефона, электронный адрес и прочие контактные данные не стоит давать никому, кроме родственников и близких людей. Нельзя беспечно относиться к паролям и другим настройкам безопасности. В идеале, каждый родитель должен отслеживать электронные контакты своего ребенка – это не шпионаж, а необходимая перестраховка. Для этого нужен доверительный контакт с ребенком.
Как быть? Советы
Психологи «горячей линии» сайта «Дети России онлайн» сформулировали несколько советов. Они говорят о том, что нужно научить детей правильно реагировать на обидные слова и действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором или пытаться ответить ему тем же. Лучший способ испортить хулигану его выходку – отвечать полным игнорированием.
Убедитесь, что оскорбления из сети не перешли в реальную жизнь, удалите личные данные ребенка со страницы, помогите ему заблокировать обидчика, а если травля назревает в классе – сообщите классному руководителю.
Родителям. Не торопитесь заводить страничку ребенку: пока он не научился общаться в реальном мире, в виртуальном ему делать нечего.
На сайте есть онлайн – чат с психологом. Если ребенок привык общаться виртуально, такой собеседник сможет дать несколько дельных советов. Да и родителям полезно будет побеседовать со специалистом.
С ситуацией поможет справиться единый российский бесплатный телефон доверия – 8-800-250-00-15.
Но важно помнить одну простую истину, уже упоминавшуюся выше: объектом травли в Интернете может стать любой ребенок, в том числе и ваш сын или дочь.
С травлей сталкивался почти каждый четвертый ребенок, пользующийся Интернетом. Из них треть детей 11-12 лет переживает чаще одного раза в неделю. Четверть российских детей признались, что за последний год оскорбляли кого-то в Интернете. 70% российских детей заходят в Интернет каждый день. Каждый третий ребенок считает, что родители не знают о его поведении в Интернете, поэтому чувствуют безнаказанность. Лишь четверть родителей пытаются вводить какие-либо ограничения на пользование интернетом. Половина детей в той или иной степени игнорируют то, что говорят им родители об Интернете.
Устроить сетевую травлю очень просто, а вот противостоять ей – нет. Связаться с администрацией самих соцсетей и уговорить их удалить обидное сообщение можно, но не всегда действенно. Побудить их и интернет – провайдера раскрыть информацию об интернет – хулигане может только полиция. Но и у правоохранителей есть четкий перечень вопросов, в которые они могут вмешиваться. Поэтому на данный момент, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, а, точнее, их родителей и учителей, специалистов.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог
«Похвистневского РЦ» по материалам журнала «Методист» № 6 2015