Формы взаимодействия участников образовательного процесса в образовательных учреждениях Самарской области

Формы взаимодействия образовательных учреждений весьма многообразны. Многие из них имеют устойчивость и традиционный характер. Классические формы обучения в общеобразовательных учреждениях рассматриваются как часть системы «школа – родитель - учащийся», обеспечивающие непрерывность и преемственность школьного образования. Другие формы сотрудничества (семинары, консультации для учащихся и учителей, олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы и научно-исследовательская работа школ и вузов и др.) представляют собой новации, суть которых отражена в их названии.

В настоящее время можно говорить о разнообразных направлениях и формах взаимодействия участников образовательного процесса, которые постоянно расширяются и совершенствуются в интересах обеспечения непрерывности и преемственности школьного образования и повышения качества обучения школьников.

Для оценки взаимодействия участников образовательного процесса, выявлены следующие критерии: информированность сторон об особенностях развития учащихся в семье и ОУ, включенность участников образовательного процесса совместную деятельность, ценностное отношение друг к другу всех участников образовательного процесса, формы взаимодействия участников образовательного процесса.

Согласно распоряжению Министерства образования и науки Самарской области, Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО) был проведен Мониторинг «Формы взаимодействия участников образовательного процесса в ОУ Самарской области».

В мониторинге приняло участие 21 образовательное учреждение, подведомственное СВУ МОиН СО.

Целью проведения мониторинга являлось выделение основных форм взаимодействия участников образовательного процесса в ОУ и выявление причины ограниченного взаимодействия участников образовательного процесса.

В результаты было выявлено, что основными формами взаимодействия участников образовательного процесса являются консультации (6,0%), конференции и семинары (6,0%), исследовательская деятельность (6,0%), работа Совета школы (6,0%), родительское собрание (6,0%), взаимопосещение и анализ занятий (6,0%), методические объединения (6,0%), педагогический совет (6,0%), электронный журнал (6,0%), совместное планирование направлений учебно-воспитательной работы (5,0%), выполнение учебных проектов (5,0%), работа консилиума (5,0%), занятия в режиме реального времени (4,0%).

Наиболее актуальными формами взаимодействия участников образовательного процесса в условиях модернизации образования является электронный журнал (11,0%), выполнение учебных проектов (10,0%), работа совета школы (10,0%), совместное планирование учебно-воспитательного процесса (9,0%), мультимедиа- и видеоотчеты педагогического коллектива (8,0%), родительские собрания (8,0%), педагогический и родительский форум (6,0%), интерактивная площадка (6,0%), исследовательская деятельность (4,0%), деятельность рабочих групп (4,0%), педагогический совет (4,0%), сетевое сообщество (4,0%).

Источниками информированности о проблемах учащихся и родителей являются родительские собрания (26,0%), индивидуальные консультации с родителями (21,0%), беседы со специалистами Центра «Семья» (11,0%), беседы с учащимися на классных часах (11,0%), взаимодействие с работниками ОДН, КДН (8,0%), анкетирование учащихся и родителей (5,0%), общение со специалистами СВУ МО и Н СО (3,0%), Интернет (3,0%), электронная почта (3,0%), скайп (3,0%), сайт классных руководителей (3,0%), СМИ (3,0%).

Способами информированности педагогами родителей о достижениях и трудностях учащихся являются родительские собрания (40.0%), школьные сайты (14,0%), АСУ РСО (14,0%), классные часы (6,0%), дневники учащихся (6,0%), индивидуальные беседы с родителями (6,0%), школьная газета (6,0%), публикации в периодической печати (6,0%), публичные отчеты (3,0%), родительский всеобуч (3,0%), телефонная связь (3,0%).

Способами организации просветительской деятельности в школе являются родительские собрания (20,0%), школьная газета (19,0%), школьный сайт (14,0%), индивидуальные консультации, беседы, встречи (9,0%), родительский всеобуч (7,0%), информационные стенды (7,0%), выпуск бюллетеней, брошюр (5,0%), периодическая печать (5,0%), АСУ РСО (5,0%), классные часы (5,0%), дни открытых дверей (2,0%), публичный доклад (2,0%), круглые столы (2,0%).

Основные проблемы, с которыми обращаются родители учащихся образовательных учреждений к педагогам: низкая успеваемость и нежелание детей учиться (22,0%)Ё, проблемы воспитания (13,0%), летний отдых и оздоровление детей (9,0%), здоровьесбережение (8,0%), психологическая поддержка (8,0%), детско-родительские отношения (8,0%), проблемы межличностного отношения ребенка со сверстниками (8,0%), помощь в разрешении конфликтных ситуаций (4,0%), неудовлетворенность оценкой (4,0%), обучение родителей по АСУ РСО (4,0%), разъяснительные беседы по ФГОС (4,0%), вопросы обучения (4,0%), вопросы по подготовке и сдачи экзаменов (4,0%).

Способами решения образовательными учреждениями возникающих проблем в воспитании и обучении учащихся является организация консультаций педагогов, психолога, врачей (33,0%), беседы (19,0%), взаимодействие с Центром «Семья» (11,0%), родительские собрания (11,0%), малые педагогические советы и Советы по профилактике правонарушений и безнадзорности (7,0%), собеседования индивидуальные с родителями по интересующим вопросам (7,0%), взаимодействие с Домом молодежных организаций (4,0%).

Педагогические работники ответили, что существует необходимость в новых формах взаимодействия с участниками образовательного процесса. К таким формам они относят: форумы, внедрение инновационных технологий, SMS - информирование родителей, видеоуроки в режиме он-лайн, интерактивная площадка, сетевое общество, АСУ РСО, школьный сайт.

Однако, все же образовательные учреждения испытывают трудности во взаимодействии с участниками образовательного процесса. Основные препятствия состоят в пассивности большинства родителей, нежелание некоторых родителей идти на контакт с образовательным учреждением, низкое состояние здоровья учащихся, снижение воспитательного потенциала семьи, низкий уровень материального благосостояния родителей, низкая мотивация учащихся к обучению, педагогическая несостоятельность родителей, дефицит времени у родителей, незаинтересованность местного сообщества в делах образовательного учреждения, недостаточная заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой, отсутствие в семьях компьютерного оборудования, дети с разных населенных пунктов.

Отдушкина Т.С., социолог
социопсихологического отдела
ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Похвистнево.

поделиться:
просмотров: 9606 | дата: 2011-07-07 13:44:40