Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ: Экзамен — способ проверки знаний или психологическое испытание
Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ
Экзамен — способ проверки знаний или психологическое испытание
«Я ничего не помню, я не сдам этот экзамен!..» Как часто слышат эти слова и родители, и учителя. Экзамен по мнению психологов, - стрессовая, экстремальная ситуация для многих людей. Как учащимся вести себя в подобных ситуациях?
Прежде всего не нервничать, логично организовать ответ, эффективно использовать память. Чтобы правильно подготовиться к стрессу, связанному с проверкой знаний, надо знать составляющие успеха:
- умение владеть собой;
- знание материала;
- логика построения ответа;
- общение с преподавателем или аудиторией.
Поговорим о первых двух составляющих успеха: умении владеть собой и знании учебного материала, т.к. последние две составляющие недостаточно востребованы в связи с введением ЕГЭ.
Умение владеть собой
При подготовке к экзамену учащиеся, увы, постоянно представляют себе всякие неудачи. Попробуйте убедить их в том, что обдумывание конкретных путей достижения цели куда более продуктивно, чем боязнь еще не случившегося провала. Здесь очень многого общего , с альпинизмом, когда новичкам советуют смотреть не вниз, в бездну, вызывающую страх, а вверх — на свою цель.
При подготовке к экзаменам может быть утерян эмоциональный и волевой контроль над собой.
Для уменьшения беспокойства учащихся используйте прием предвосхищения событий. При подготовке к экзамену познакомьте ребят с возможными помехами, описав ситуацию, с которой они могут столкнуться. Создайте (смоделируйте) ситуацию максимально приближенную к экзаменам на контрольных и самостоятельных работах, предвосхищая события. Таким образом, состояние, в котором окажутся ребята на экзамене, будет уже знакомым, начнется формирование навыка реагирования на стрессовую ситуацию. Вместе с учащимися проанализируйте причины их опасений. Попросите еще раз проиграть события мысленно и спросить себя, есть ли на самом деле причины для беспокойства. Если они есть, совместно продумайте последовательность шагов для выхода из создавшейся ситуации. На эту работу требуется достаточно много времени, но результат, уверенность в своих силах, стоят того.
Для развития у учащихся управлять своим состоянием научите мыслить их позитивно. Пусть они зримо представят ситуацию, лица, контекст и то, как они будут одеты. Используйте формулу самоубеждения: «Я готов к ответу на любые вопросы, к какой угодно реакции экзаменатора, так как заранее к этому подготовился. Я спокоен и полностью владею собой, с легкостью выполняю все задания. Переход мыслей в позитивное русло приведет к успеху.
Очень эффективный прием снятия психологического напряжения — расслабление. Это ключ к управлению собой. Основной психологический эффект расслабления заключается в уменьшении внутреннего беспокойства. Именно беспокойство — одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Хорошее развитие функций памяти, позитивная психологическая установка позволяют лучше преодолеть беспокойство и делают возможной концентрацию внимания. Расслабление улучшает внимание, дает возможность оценить ситуацию и сосредоточиться.
Знание материала
На знание материала большое влияние оказывают память, внимание и мышление.
Внимание — необходимая предпосылка запоминания. Невозможно поддерживать достаточный уровень внимания, когда ум занят чем-то иным: отвлекающимися событиями, переживаниями, беспокойством и т. п. При контроле над вниманием спонтанное, случайное запоминание уступает место намеренному запоминанию с участием сознания. Это первый шаг на пути к хорошей фиксации материала в памяти. И именно от внимания зависит, обретут ли ваши ученики контроль над памятью. Нечего пенять на память, если вам не хватает внимания, а его не всегда удается сосредоточить.
Память. Чтобы хорошо ответить на экзамене детям приходится при подготовке к нему много запоминать. Что же мешает хорошо запоминать учебный материал? Плохо запоминается материал, если вы:
- спешите;
- обеспокоены или озабочены;
- рассеяны;
- поглощены другим делом;
- устали или вас клонит ко сну;
- уже знакомы с этим материалом (происходит узнавание, вам кажется, что вы знаете этот материал, и не пытаетесь даже запомнить его), а также если возникают отвлекающие факторы, вами владеют эмоции (гнев, радость, печаль и т. д.) или информация, которую надо запомнить, не имеет для вас значения.
Посоветуйте своим ученикам, перед тем как сесть заниматься, изменить ситуацию, сделать обстановку более рабочей: выключить телевизор, убрать бутерброды со стола...
При подготовке к экзамену не забывайте, что лучше запоминается то, что было предметом деятельности. Необходимо больше анализировать, сопоставлять, обобщать, тогда материал надолго запомнится.
Существуют разные методы запоминания (метод запоминания словесной информации, метод Вильяма Аткинсона, метод 6 вопросов, методы запоминания последовательности чисел и т. д.).
Важный шаг на пути припоминания - это преодоление чувства неуверенности. Первая неудачная попытка припомнить не должна огорчать вас, необходимо предпринять вторую, третью попытку. Полезно вызвать в памяти те мысли, которые были связаны с забытым материалом, и он сам собой всплывет.
Помните, экзамен — это не конец жизни, в ней еще будет много важного и интересного. Экзамен — это только маленькая точка на линии вашей жизни, не преувеличивайте ее значение.
Рекомендации подготовила педагог-психолог РЦ Любашенко И.А. по материалам журнала «Народное образование», №4, 2003
предыдущие:
- Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ: Как готовиться к экзаменам
- Рекомендации учителю по работе с застенчивыми детьми
- Рекомендации учителю, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учащимися
- Рекомендации учителю по работе с агрессивными детьми
- Рекомендации учителю, учитывающему индивидуально-психологические особенности учеников