Агрессивный ребенок. Что делать?
Интересный материал о работе с проблемой агрессии можно найти в книге Р. Кэмпбелла "Как справиться с гневом ребенка?"
Р.Кэмпбелл выделяет 5 способов контроля поведения ребенка: два их них позитивные, два - негативные и один - нейтральный.
К позитивным способам относятся:
- просьбы;
- мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.).
Модификация поведения - нейтральный способ контроля - предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как в последствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит?
Это скрытая форма агрессии, ее цель - вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать только те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное - вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за поступком, а не через день, через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.
Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего ребенка, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с ребенком.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события (фрустрация - тяжелое эмоциональное переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд).
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способности к эмпатии (сопереживание).
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Шесть рецептов избавления от гнева
Рецепт | Содержание | Пути выполнения |
---|---|---|
№1 | Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно |
|
№2 | Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия |
|
№3 | Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии |
|
№4 | В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить |
|
№5 | Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев |
|
№6 | К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям |
|
Методист ГОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр"
Мжельская Е.В.
предыдущие:
- О проведении мониторингового исследования освоения учащимися и воспитанниками образовательных программ
- Переходный возраст: особенности контакта с подростками
- Социально-психологическое просвещение педагогов
- Об инновационной деятельности в образовательных учреждениях
- О проведении Мониторинга «Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов»