О проведении Мониторинга «Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов»

С 25 февраля по 5 марта 2011 года ГОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" проводит мониторинг на тему "Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов".

Молодые учителя, начиная свою профессиональную деятельность, несомненно, сталкиваются с рядом трудностей. Администрации образовательного учреждения и более опытным педагогам необходимо знать об этих трудностях и причинах их возникновения, потому что очень важным условием для молодого учителя является оказание поддержки и его благополучное восприятие со стороны коллег.

В настоящее время к категории "молодых педагогов" относятся люди в возрасте до 30 лет с педагогическим образованием, работающие в образовательных учреждениях не более 5 лет.

Если Вы относитесь к этой категории педагогических работников, то мы просим Вас принять участие в исследовании. Для этого Вам необходимо ответить на вопросы анкеты, затем заполненную анкету предоставить в "Ресурсный центр" до 5 марта 2011 года.

Благодарим Вас за сотрудничество, и желаем успехов в Вашей профессиональной деятельности!!!

Т. С. Отдушкина, социолог
социопсихологического отдела
ГОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г.о.Похвистнево.

Мониторинг "Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов"

Уважаемый педагог!

Молодые учителя, начиная свою профессиональную деятельность, несомненно, сталкиваются с различными трудностями. Успешность педагогической деятельности при этом связана с готовностью молодого учителя преодолевать эти трудности на базе полученного образования. ГОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г.о. Похвистнево проводит Мониторинг с целью изучения проблем , возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности молодых педагогов. Просим Вас принять участие в исследовании. Для этого Вам необходимо ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует именно Вам. Нам очень важно знать ваше мнение. Заранее благодарим Вас!!!

  1. Как Вы считаете, является ли профессия учителя престижной в наше время?
    1. Да, профессия учителя всегда престижна;
    2. Нет, профессия учителя никогда не оценивалась в обществе по достоинству;
    3. В наше время ее престиж значительно снизился;
    4. Профессии учителя понемногу возвращается прежний престиж;
    5. Профессия важная, но оценивается не по затратам труда;
    6. Другое
  2. Что для Вас является наиболее существенным моментом работы учителя?
    1. Взаимодействие с учениками;
    2. Содержание процесса труда;
    3. Возможность реализации своих способностей;
    4. Хорошая атмосфера в образовательном учреждении;
    5. Возможность профессионального роста;
    6. Пребывание в культурной среде педагогических работников;
    7. Высокий профессиональный уровень;
    8. Самостоятельность, свобода своей деятельности;
    9. Длительный отпуск летом;
    10. Заработная плата;
    11. Другое
  3. Какими личностными качества, по-вашему мнению, должен обладать "идеальный учитель"?
    1. Хорошим знанием предмета;
    2. Умением доступно излагать материал;
    3. Обладать творческими способностями;
    4. Обладать инициативностью;
    5. Быть активным;
    6. Другое
  4. Что послужило для Вас мотивом выбора профессии учителя?
    1. Совет родителей;
    2. Собственное желание;
    3. Пример любимого учителя, родителей-педагогов;
    4. Надежда на гарантированное трудоустройство;
    5. В педагогическое образовательное учреждение легче поступить, чем в другие ВУЗы и ССУЗы;
    6. Мнение друзей;
    7. Случайные обстоятельства;
    8. Другое
  5. Можете ли Вы сказать, что профессия учителя является Вашим призванием?
    1. Да, считаю, что это мое;
    2. Нет, профессия учителя не является моим призванием;
    3. Пока еще не решил;
    4. Другое
  6. Какие мотивы побудили Вас прийти работать в школу?
    1. Перспектива профессионального роста;
    2. Любовь к детям;
    3. Гарантированная заработная плата;
    4. Желание передавать другим то, что знаю сам;
    5. Нравится преподавать свой предмет;
    6. Привлекает творческий характер труда;
    7. Другое
  7. Какие чувства Вы испытывали в период адаптации (в первое время работы в учебном заведении)?
    1. Тревожность, неуверенность в своих силах;
    2. Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;
    3. Пессимизм, чувство собственной неполноценности;
    4. Повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
    5. Боязнь класса и страх перед учениками;
    6. Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;
    7. Страх в общении с администрацией учебного заведения, родителями учеников;
    8. Другое
  8. Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?
    1. Признание Вашей работы;
    2. Уважение со стороны коллектива;
    3. Хорошая заработная плата;
    4. Хорошие условия работы;
    5. Возможность самосовершенствоваться;
    6. Стабильность, надежность организации;
    7. Творческая деятельность;
    8. Высокое разнообразие деятельности;
    9. Возможность работать с детьми;
    10. Другое
  9. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?
    1. Да, изменилось в лучшую сторону;
    2. Да, изменилось в худшую сторону;
    3. Нет, осталось прежним;
    4. Затрудняюсь ответить;
    5. Другое
  10. Что делается в вашем образовательном учреждении для молодых педагогов?
    1. Закрепление за молодыми преподавателями "наставника", т.е.более опытного педагога;
    2. Консультации и помощь, оказываемее молодому учителю со стороны педагогов со стажем;
    3. Оказывается помощь со стороны администрации образовательного учреждения;
    4. Другое
  11. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?
    1. Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности;
    2. Нет, трудностей практически не возникает (переходите к 16 вопросу);
    3. Затрудняюсь ответить.
  12. Что для Вас является основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности?
    1. Неожиданное посещение урока завучем или директором;
    2. Разговор с завучем или директором по поводу возникающих проблем;
    3. Знакомство с родителями учеников;
    4. Проведение родительного собрания;
    5. Индивидуальная беседа с родителями ученика по поводу дисциплины и успеваемости;
    6. Взаимодействие с учениками (установление оптимальной дистанции);
    7. Переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке;
    8. Применение порицания и наказания по отношению к ученикам;
    9. Переживание из-за неуверенности в уровне своей профессиональной подготовке;
    10. Другое
  13. Вы выделили трудности, возникающие у Вас в процессе адаптации к новой социальной роли, - Учителя. Каким образом Вы стараетесь выходить из этих трудностей?
    1. Нахожу выход самостоятельно;
    2. Обращаюсь к более опытным педагогам;
    3. Обращаюсь за советом и поддержкой к другим специалистам в педагогическом коллективе;
    4. Обращаюсь за советом к своим родителям;
    5. Попрошу помочь разрешить ситуацию других людей (друзей, знакомых и т.п.);
    6. Другое
  14. Какие виды деятельности вызывают наибольшие затруднения у Вас?
    1. Поддержание дисциплины;
    2. Ведение документации;
    3. Подготовка к урокам;
    4. Взаимодействие с родителями;
    5. Ведение воспитательной работы;
    6. Проведение уроков;
    7. Взаимодействие с администрацией;
    8. Взаимодействие с коллегами;
    9. Взаимодействие с учениками;
    10. Затруднений не испытываю;
    11. Другое
  15. Возникают ли у Вас затруднения в профессиональной деятельности по следующим направлениям?
    Вид деятельности Есть
    затруднения
    Нет
    затруднений
    Затрудняюсь
    ответить
    1 Постановка учебных задач на уроке.      
    1 Постановка учебных задач на уроке.      
    2 Выделение главного, существенного в содержании урока.      
    3 Рациональное распределение времени на уроке.      
    4 Выбор структуры урока, рациональной последовательности основных этапов урока.      
    5 Учет индивидуальных способностей, особенностей конкретного класса при планировании задач урока, их реализации      
    6 Дифференцированный подход к учащимся      
    7 Отбор содержания учебного материала, необходимого для реализации задач урока      
    8 Выбор форм обучения (коллективных, групповых, индивидуальных).      
    9 Анализ урока с точки зрения достижения цели, конечных результатов.      
    10 Выделение организационных форм диагностической работы с обучающимися (беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование и другие формы)      
    11 Создание положительной мотивации к учебной деятельности (через систему оценок, профориентационную работу с родителями, внеклассную работу)      
    12 Создание комфортного микроклимата на уроке.      
  16. Умеете ли Вы разрабатывать:
    Вид деятельности Да Нет Затрудняюсь
    ответить
    1 Модифицированный вариант учебной программы      
    2 Календарно-тематическое планирование      
    3 Поурочное планирование      
    4 Планы уроков различных типов, предусмотренных новой технологией      
    5 Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся      
    6 Содержание учебных проектов      
    7 Задания для учеников к учебным проектам      
    8 Система дифференцированных самостоятельных упражнений школьников по усвоению нового материала      
    9 Новые тексты заданий для текущего и итогового контроля      
    10 Показатели для оценки учебной деятельности      
    11 Тестовые контрольные задания      
    12 Задания для компьютерного контроля      
  17. Нуждаетесь ли Вы в методической помощи со стороны администрации и более опытных педагогов?
    1. Да (укажите, в какой именно)
    2. Нет.
  18. В настоящее время СМИ широко рекламируют такие виды педагогической деятельности как няня, гувернантка, репетитор и т.д. с привлекательным для начинающего учителя образом жизни и высоким достатком и не связанные с работой в образовательных учреждениях. Привлекает ли Вас такая деятельность?
    1. Да, с радостью сменила бы место работы;
    2. Скорее да, чем нет;
    3. Нет, остался бы в школе;
    4. Затрудняюсь ответить;
    5. Другое
  19. Как Вы считаете, что является главной причиной ухода молодых учителей из педагогической профессии?
    1. Низкий уровень заработной платы;
    2. Нет возможности самосовершенствоваться;
    3. Не удовлетворительные условия работы;
    4. Однообразие в профессиональной деятельности;
    5. Проблемы с коллективом;
    6. Другое
  20. Хотели бы Вы заниматься другим видом деятельности, изменить сферу своей профессиональной деятельности?
    1. Да, хотел бы заниматься другим видом деятельности;
    2. Нет, не хотел бы заниматься другим видом деятельности;
    3. Не задумывался еще над этим;
    4. Другое
  21. Удовлетворены ли Вы условиями труда учителя в школе?
    1. Совершенно удовлетворен (переход к 23 вопросу);
    2. Скорее да, чем нет;
    3. Совершенно не удовлетворен;
    4. Затрудняюсь ответить;
    5. Другое
  22. Если Вы не удовлетворены условиями своего труда, то с чем это связано?
    1. Чрезмерная загруженность на работе;
    2. Недостаток учебно-методической оснащенностью;
    3. Низкий престиж профессии;
    4. Отсутствие социальных гарантий;
    5. Другое
  23. Занимаетесь ли Вы самообразованием, т.е.работаете ли Вы самостоятельно над повышением своего профессионального уровня?
    1. Да, всегда когда есть свободное время;
    2. Не часто, но бывает;
    3. Нет, на самообразование у меня не хватает свободного времени (переход к 25 вопросу).
  24. Что является источником повышения вашего профессионального уровня?
    1. Изучение методической литературы, учебных пособий;
    2. Изучение учебников по специальности или преподаваемым предметам;
    3. Изучение научно-педагогических журналов;
    4. Изучение научных статей в сети Интернет;
    5. Изучение электронных учебников и книг;
    6. Другое
  25. Удовлетворены ли Вы началом своей профессиональной деятельности?
    1. Да, совершенно удовлетворен;
    2. Скорее удовлетворен, чем нет;
    3. Нет, совершенно не удовлетворен;
    4. Еще не осознал;
    5. Другое
  26. Что в профессии учителя Вы считаете самым главным?
    1. Умение грамотно и профессионально преподавать предмет;
    2. Умение передавать учащимся глубокие и прочные знания;
    3. Любить детей;
    4. Знать современные педагогические технологии, использовать их в работе;
    5. Самосовершенствоваться, обогащать знания;
    6. Глубокое знание своего предмета;
    7. Способность привить учащимся способность "учиться";
    8. Другое
  27. Как Вы думаете, что является наиболее существенным положительным моментом работы молодых педагогов?
    1. Взаимоотношение с учениками;
    2. Содержание труда;
    3. Возможность реализации своих способностей;
    4. Хорошая атмосфера в образовательном учреждении;
    5. Возможность постоянного профессионального роста;
    6. Пребывание в достаточно культурной среде;
    7. Высокий профессиональный уровень коллег;
    8. Самостоятельность, свобода деятельности;
    9. Длительный отпуск летом;
    10. Стабильная выплата заработной платы;
    11. Другое
  28. Как Вы думаете, что является наиболее существенным отрицательным моментом работы молодых педагогов?
    1. Низкая заработная плата;
    2. Низкий престиж профессии в обществе;
    3. Отношение родителей к учителям и школе в целом;
    4. Загруженность различной посторонней работой;
    5. Качество учебно-методического обеспечения обучения;
    6. Отсутствие свободного времени для отдыха и личностного развития;
    7. Большая рабочая нагрузка;
    8. Невозможность дополнительных заработков;
    9. Отсутствие возможности карьерного роста;
    10. Отношение администрации школы к ученикам
    11. Другое
  29. Как Вы считаете, принял ли коллектив образовательного учреждения Вас в свои ряды?
    1. Да, приняли, отношение в коллективе ко мне доброжелательное;
    2. Нет, не приняли, отношение ко мне в коллективе не доброжелательное;
    3. Затрудняюсь ответить;
    4. Другое
  30. Порекомендовали бы Вы профессию учителя своим ученикам (будущим выпускникам школ)?
    1. Думаю да, это был бы достойный выбор;
    2. Если ученик заинтересован в этой профессии ,то порекомендовал бы;
    3. Только в том случае, если ученик действительно любит предмет;
    4. Скорее всего не стал бы рекомендовать;
    5. Думаю нет, потому что в наше время труд учителя тяжел, но оплачивается плохо;
    6. Не стал бы, так как в наше время отношение к учителям ухудшилось;
    7. Никогда не стал бы рекомендовать, так как сам уже пожалел о своем выборе;
    8. Другое
  31. Ваш возраст:
    1. до 22 лет;
    2. 23-26 лет;
    3. 27-30 лет;
    4. старше 30 лет.
  32. Ваш пол:
    1. Мужской;
    2. Женский.
  33. Ваше семейное положение:
    1. Женат (замужем);
    2. Не состою в браке.
  34. Есть ли у Вас дети?
    1. Нет детей;
    2. 1 ребенок;
    3. 2 детей;
    4. 3 детей;
    5. Более 3 детей.
  35. Какое у вас образование?
    1. Среднее;
    2. Средне-специальное;
    3. Неполное высшее;
    4. Высшее.
    5. Другое
  36. Какой стаж Вашей педагогической деятельности?
    1. Только начал свою профессиональную деятельность;
    2. От 1 до 2 лет;
    3. От 2 до 3 лет;
    4. От 3 до 5 лет;
    5. Более 5 лет
  37. Какой должностной статус у Вас имеется?
    1. Педагог-психолог;
    2. Учитель-предметник (укажите, какой именно)
    3. Представитель администрации школы;
    4. Педагог дополнительного образования;
    5. Другое
  38. Оцените уровень материального положения Вашей семьи:
    1. Живем хорошо, ни в чем себе не отказываем;
    2. Можем позволить себе вещи первой необходимости, но на более крупные покупки приходится долго откладывать;
    3. Хватает денег только на самое необходимое, и на питание, ни на что другое средств не остается;
    4. Вынуждены ограничивать себя даже в еде;
    5. Другое
  39. Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья?
    1. Совершенно удовлетворен;
    2. Скорее удовлетворен, чем нет;
    3. Скорее не удовлетворен;
    4. Совершенно не удовлетворен.
  40. Напишите свое мнение, пожелания или замечания относительно своей профессиональной деятельности, работы в образовательном коллективе: __________________________________
поделиться:
просмотров: 8674 | дата: 2011-02-28 09:33:33