Об инновационной деятельности в образовательных учреждениях
Понятие "инновация" означает "новшество", "новизну", "изменение". Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели и содержании образовательного процесса, применение новых методов и форм обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Из-за происходящих социально-экономических преобразований, сегодня существует необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности. А именно, необходимо обновление системы образования, изменения объема, состава учебных дисциплин, введения новых учебных предметов, требуется постоянный поиск новых организационных форм, технологий обучения, изменение характера отношений учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей.
Для того, что бы узнать о наличии инновационной деятельности в образовательных учреждениях Северо-восточного управления, в феврале 2011 года специалистами ГОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г.о. Похвистнево провел мониторинг на тему "Эффективность инновационной деятельности". Его целью было определить наличие в образовательных учреждениях инновационной деятельности, выявить степень ее эффективности.
В исследовании приняло участие 156 педагогов, работающих в образовательных учреждениях Северо-восточного управления. Это педагоги из Гимназии №1 г. Похвистнево, СОШ №1 г. Похвистнево, СОШ№7 г. Похвистнево, Подбельская СОШ Похвистневского района, Красноключевской СОШ Похвистневского района, Среднеаверкинской СОШ Похвистневского района, Большетолкайской СОШ Похвистневского района, Саврушская СОШ Похвистневского района, Старо-Семенкинская СОШ, образовательные учреждения Исаклинского, Клявлинского и Камышлинского района и др.
В результате проведенного мониторинга было выявлено, что в 96,0% образовательных учреждениях Северо-восточного управления, осуществляется инновационная деятельность.
Основными причинами привлекательности инновационной деятельности для педагогов является заинтересованность в создании нового, чего-то своего, лучшего, чем было ранее (32,0%); повышение интереса детей к учению и воспитанию (29,0%); реализации педагогического опыта, силы и способностей учителя (14,0%); формировании у учителя нового взгляда на себя, повышение самооценки (7,0%).
Большинство педагогов (64,0%) всегда стараются следить за передовым педагогическим опытом, стремятся внедрять новшества в образовательный процесс, в своей работе стараются использовать технологию индивидуализированного и дифференцированного обучения (35,0%), метод проектов (28,0%), коллективных способов обучения (18,0%), модульную технологию (11,0%).
69,0% педагогов проходили специальную профессиональную подготовку, связанную с инновациями в образовании по следующим направлениям: информатизация образования (18,0%), информационно-коммуникативные технологии (13,0%), развивающее обучение (13,0%), проектно-исследовательские методы (13,0%).
92,0% учителей отметили, что интерес работников образования к инновационной деятельности значительно повысился. По мнению педагогов, это связано с требованием времени (18,0%), повышением мотивации учащихся к процессу обучения (18,0%), поощрением учителей (18,0%), компьютеризацией (9,0%), модернизацией системы школьного образования (7,0%).
Основными мотивами, побуждающими педагогов к участию в инновационной деятельности, являются желание создать хорошую, эффективную школу для детей (26,0%), осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить (21,0%), возникновение сильной потребности в достижении высоких результатов (9,0%), потребность в общении с интересными, творческими людьми (9,0%).
83,0% педагогов отметили, что в образовательных учреждениях, в которых они работают созданы хорошие условия для развития инновационной деятельности. 44,0% - оценили их как удовлетворительные, а 31,0% - отличные.
78,0% педагогических работников считают, что участие педагогов в освоении инновационной деятельности способствует достижению нового качества образования.
Педагоги заметили, что благодаря внедрению инновационной деятельности в образовательный процесс, у учащихся повышается уровень познавательного интереса. Так ответили 40,0% учителей. По мнению 34,0% педагогов, учащиеся становятся более активными, 24,0% учителей считают, что у школьников повышается познавательная самостоятельность. Педагогами было отмечено то, что у учащихся повышается успеваемость.
41,0% педагогов ответили, что благодаря ведению инновационной деятельности, в образовательных учреждениях достигнуты лучшие результаты, "уже получены первые достижения, и они преимущественно положительные".
Однако, все же стоит отметить, что 59,0% учителей испытывают трудности при освоении инновационной деятельности. Основные трудности заключаются в отсутствии компьютерных возможностей (22,0%), недостатке времени и сил для создания и применения педагогических новшеств (20,0%), отсутствии необходимых теоретических знаний (13,0%), материального стимулирования (11,0%), опыта (10,0%).
8,0% педагогов, считают, что интерес педагогических работников к инновационной деятельности не повысился. И причиной этого является то, что у них не остается свободного времени, "они загружены до предела".
Инновационная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса. Инновации ведут к непрерывному обновлению образовательного процесса и являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта как отдельно взятых учителей, так и целых коллективов.
Несмотря ни на что, в настоящее время возрастает массовый характер применения нового. Многое уже сделано, но остается немало нерешенных проблем.
К сожалению, остаются материально-технические, финансовые, социальные трудности, которые сдерживают инновационные устремления нашего учительства, мешают овладеть им в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества.
Т.С. Отдушкина, социологпредыдущие:
- Социально-психологическое просвещение педагогов
- Переходный возраст: особенности контакта с подростками
- Агрессивный ребенок. Что делать?
- О проведении мониторингового исследования освоения учащимися и воспитанниками образовательных программ
- О проведении Мониторинга «Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов»