Основные направления коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальную недостаточность

  1. Укрепление здоровья и физическое воспитание;
  2. Социальное развитие;
  3. Коррекция познавательного (умственного развития);
  4. Формирование деятельности.

Укрепление здоровья и физическое воспитание

Главная проблема – проблема здоровья, т.к. здоровье у детей с умственной отсталостью оно ослаблено. Это направление предполагает, что в ДОУ необходимо создать специальные условия для охраны и укрепления здоровья умственно отсталого ребёнка, а также проведение оздоровительных мероприятий (контроль за состоянием здоровья – медицинский осмотр, санитарно-гигиенические требования, которые должны осуществляться на занятии, закаливание – если это возможно). Образовательные мероприятия тоже относятся в раздел здоровья. Детей необходимо научить приёмам и навыкам поведения, которые предусматривают безопасность жизнедеятельности, необходимо воспитывать положительное отношение к своему здоровью.

Задача физического воспитания – формирование основных движений и двигательных навыков, совершенствование координации движений, развитие двигательных качеств. Физическое воспитание имеет общие и коррекционные задачи:

Коррекционные в целом очень сложно выделить, они сочетаются с общими, это будет зависеть от особенностей ребёнка, его индивидуальности. Необходимо организовывать занятия по физическому воспитанию, подвижные игры на прогулках. Это направление предусматривает развитие мелкой моторики пальцев рук (основные упражнения, способствующие подготовке руки к письму, умению действовать согласованно обеими руками, умению схватывать предмет). Важно сформировать навыки удержания позы (позы в пальцах), переключение с одной позы на другую.

Социальное развитие начинается с формирования представления ребёнка о себе («Я сам»): определение внешнего вида, самооценка, позитивное отношение к себе (у умственно отсталых детей чаще всего неадекватная самооценка: или завышена, или занижена). Необходимо формировать представление об окружающих людях («Я и другие»), главное – формирование умения у ребёнка сотрудничать с окружающими взрослыми и сверстниками. «Я и окружающий мир»: у ребёнка с умственной отсталостью часто негативное отношение ко всему новому, следовательно, необходимо формировать позитивное отношение к окружающему, что станет основой нравственного воспитания, этических представлений, а, следовательно, и мировоззрения.

Познавательное развитие:

  • сенсорное воспитание;
  • формирование мыслительной деятельности;
  • формирование представлений об окружающем;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • развитие речи, подготовка к обучению грамоте.

Сенсорное развитие: формирование перцептивных действий (действий самого ребёнка). Также ознакомление с системой сенсорных эталонов (система формирования представлений о форме и величине). Ребёнок с умственной отсталостью трудно соединяет образ со словом, следовательно, главная задача – соединить сенсорный опыт ребёнка со словом, т.е. сформировать представления. Слово помогает соединить восприятие и память через речь с мышлением.

Формирование мыслительной деятельности

Формирование основных высших психических функций: развитие произвольного внимания на основе непроизвольного, умение сосредотачивать внимание в течение длительного времени, развитие памяти. У умственно отсталого нужно развивать ориентировочную деятельность (целенаправленная, орудийная деятельность, практические и игровые задания), формировать представления об орудиях, решение проблемных практических ситуаций ребёнком, умение анализировать проблемную ситуацию (обучение ребёнка использовать предметы-заместители), развивать познавательную активность и взаимосвязь между действием, образом и словом. Необходимо научить ребёнка действовать методом «проб и ошибок» (развитие наглядно-действенного мышления). Важно соединить действия, образ и слово, постепенно перейти к развитию наглядно-образного мышления, с помощью решения ситуации без действий, т.е. решение проблемных ситуаций на основе зрительного соотнесения, действий во внутреннем плане.

Ознакомление с окружающим миром

Сформировать представления, образы окружающих предметов. Представления о предметном мире, человеке, видах деятельности человека (сюжетно-ролевая игра), живой и неживой природе, о социальной жизни. Всё это будет способствовать формированию целостной картины мира на основе реальных знаний, представлений.

Формирование элементарных математических представлений

Задача – сформировать у ребёнка представления о количественных представлениях, отношениях между предметами. Сопоставлять предметы и сравнивать между собой, формировать представления о величине, времени, пространственных представлениях.

Развитие речи, подготовка к обучению к грамоте

Развивать предпосылки к развитию речи:

  • потребность в общении;
  • развитие слухового внимания и восприятия;
  • фонематического восприятия и артикуляционного аппарата.

Работа над грамматической, фонетико-фонематической стороной речи, подготовка к обучению грамоте и письму (представления о звукобуквенном анализе, умение ориентироваться на листе бумаги).

Формирование деятельности

  • предметной;
  • игровой;
  • изодеятельности;
  • трудовой.

Предметная деятельность – основа для всех других видов деятельности. Для её формирования проводятся специальные занятия и предметно-практическая деятельность (соотносящие действия, орудийные).

Игровая деятельность – формирование сложной ролевой игры, отрабатывать умения использовать предметы-заместители, отрабатывать сюжеты. Коррекционная работа начинается с формирования стойкого интереса к игрушке.

Трудовая деятельность – формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в природе, ручного труда.

Содержание и организация коррекционной работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Вся система организации жизнедеятельности детей в ДОУ должна быть направлена на решение коррекционных задач. Основной формой организации учебной деятельности в дошкольном образовательном учреждении являются непосредственно образовательная деятельность, на которых педагог учитывает рекомендации, данные консилиумом по отношению к данному ребенку, типологические особенности, осуществляет индивидуальный подход.

Весь комплекс образовательных и общеразвивающих занятий, занятий творческого плана не должен противоречить Программам индивидуального развития интегрированных детей. Для интегрированных детей с отклонениями в развитии основой для определения содержания их обучения, степени их «включенности» является характер и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

Выбор программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений основывается на «Рекомендациях по выбору и использованию образовательных программ и ведению документации», данных в Методическом письме министерства образования Самарской области. Учитель-дефектолог ежедневно проводит групповые и индивидуальные занятия (ОЗОМ, развитие речи, математика, развитие тонкой ручной моторики и др.), на которых обязательно должны реализовываться задачи коррекционного воспитания и развития. Задачи обучения на различных видах занятий существенно меняются в разных возрастных группах. Коррекционно-развивающее обучение означает, что обучение должно учитывать зону ближайшего развития, которая предоставляет резерв потенциальных возможностей и зону актуального развития. Также оно должно учитывать сензитивные периоды развития функций (когда определённая функция развивается наиболее быстро и в другие периоды такого развития уже не наблюдается). Развитие многих функций приходится на дошкольный период.

Литература:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб, 2001.
  2. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Книга для педагогов. Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. М., 2002.

Информацию подготовил методист О. Федорова

поделиться:
категория: Служба ТАСО
просмотров: 9788 | дата: 2012-06-06 16:34:09