Содержание деятельности ПМП консилиума образовательного учреждения

Содержание деятельности ПМП консилиума образовательного учреждения Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

Ведущая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.

Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
  2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
  3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.

На ПМПк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. ПМПк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ, в том числе в состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Таким образом, в создании ИОС значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.

Проведение заседания ПМП консилиума

На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника). В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы .

  • Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования?
  • Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
  • Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
  • В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?
  • Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?

Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.

Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:

  • неполное или искаженное отражение ситуации развития;
  • неграмотное использование специальной терминологии;
  • отсутствие анализа и обобщения проблемы;
  • излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность;
  • отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;
  • отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций.

В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований, то есть «приспособить» к ним среду. В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии. Важно только, чтобы все участники консилиума понимали необходимость решения всех возникающих вопросов для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы.

Индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются специалистами ПМПк учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей в целях достижения их успеха в образовательном процессе.

ИОС формируется корпоративно, коллективом единомышленников. В ее создании участвуют учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, инструкторы по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы (педагоги сопровождения), а также медицинский персонал учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Этапы создания и организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения

ЭтапНазвание этапаСодержание деятельности этапаДокументация данного этапаОтветственные
I Организационный Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в
  1.     Приказ по ОУ о создании ПМПк
  2.    Положение о ПМПк
Директор ОУ
    общеобразовательном учреждении
  1.     График работы ПМПк ОУ
  2.     Договор о взаимодействии ПМПК
 
Председатель ПМПк ОУ
II Предварительный 1. Определение запроса 1. Договор между образовательным  
    инициатора обращения учреждением (в лице руководителя Председатель
    2. Составление договора между ОУ ОУ) и родителями (законными ПМПк ОУ
    и родителями (законными представителями) воспитанника  
    представителями) образовательного учреждения о его  
    3. Заполнение журнала записи психолого-медико-педагогическом  
    детей на ПМПк обследовании и сопровождении  
      2. Журнал записи детей на ПМП(к)  
III Подготовительный 1. Индивидуальное обследование 1. График консультирования Специалисты
    ребенка специалистами специалистами консилиума
    консилиума 2. График обследования  
    2. Уточнение и дополнение специалистами  
    анамнестических сведений   3.Индивидуальный план обследования ребенка:
  • педагогического
  • психологического
  • логопедического
  • медицинского
 
IV Индивидуальное 1. Индивидуальное обследование Индивидуальные заключения всех кл. руководитель
  обследование ребенка специалистами специалистов консилиума и логопед
  ребенка консилиума педагогическая характеристика классного психолог
  специалистами 2. Уточнение и дополнение руководителя медицинский
  консилиума анамнестических сведений   работник
V Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи
  1.     Выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка
  2.   Определить общий прогноз его развития
  3.     Определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий
  4.     Выбрать образовательный маршрут
  1. Протокол консилиума
  2.   Коллегиальное заключение
  3.    Рекомендации специалистов участникам образовательного процесса
  4.    Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМП(к)
Все члены консилиума
VI Направление ребенка на городскую психолого-медико- педагогическую комиссию (при необходимости) Подготовка документов для направления ребенка на ПМПК
  1.       Направление на комиссию (медицинское заключение специалистов)
  2.    Подробная психолого- педагогическая характеристика и обоснование причин направления ребенка на комиссию в 2-х экземплярах
Все члены консилиума
VII Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе Координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка > 
  1.   Карта развития ребенка
  2.    Планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума
Куратор ребенка и все специалисты консилиума
VIII Реализация рекомендаций консилиума Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану
  1.     Журнал учета индивидуальных и групповых занятий
  2.     Журнал консультаций
Специалисты консилиума
IX Оценка эффектив­ности коррекцион-но-развивающей работы Оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним 1. Карта динамики развития ребенка (или «Дневник динамического наблюдения») Специалисты консилиума

Литература:

  • Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистовных психолого-медико-педагогических консилиумов). / Составители: Э.М. Александровская, И.В. Коновалова - М.: МГППУ, 2006. - 60 с.
  • Зубарева Т.Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Курск, 2009 г.
  • Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.
поделиться:
категория: Служба ТАСО
просмотров: 16821 | дата: 2011-03-30 14:58:44