Сущность содержательно-оценочной основы обучения

Кудряшова Валентина Александровна ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д ст. Клявлино

В соответствии с ФГОС система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы включает:

  1. личностный результат учащихся
  2. метапредметный результат
  3. предметный результат

Основным объектом оценки личностных результатов служит

сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

  1. сформированность основ гражданской идентичности личности;
  2. готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
  3. сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценку этих результатов желательно проводить психологами школы1-2 раза в год через диагностические работы. Результаты представляются классным руководителям и родителям. Учителем на уроке может также оцениваться личностный результат учащегося через лист наблюдения. (В нем фиксируются умение разрешать конфликтные ситуации, слушать других, участие учащегося в ролевых играх, устойчивость интереса к новому материалу и способам решения).

На уроке учащийся дает себе самооценку (Алгоритм самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», правильно?», «сам?».)

Особенности оценки метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Оценивание проекта ведется по таблице ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА по уровням успешности. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации и внутришкольного мониторинга.

Используемый образовательным учреждением инструментарий оценивания метапредметных и предметных результатов приводится в Приложении к ООП ООО ОУ.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ осуществляется на базовом и повышенных, высоком уровнях. Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). На базовом уровне учащихся должен выполнять задания не менее 50%.Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов:

  • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяется:

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Технология оценивания:

  1. Можно оценивать любое действие учащегося.
  2. За урок можно поставить несколько оценок, т. е за каждую учебную задачу. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.
  3. За каждую проверочную и контрольную работу оценка ставиться всем учащимся. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
  4. По возможности оценка ставиться в диалоге учителя и ученика.
  5. Накапливаются оценки в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»
  6. Итоговая отметка за четверть – среднеарифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.
  7. Итоговая оценка за ступень основной школы – это словесная характеристика всех достижений ученика, определяемая на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
  8. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Т.о. , что появляется нового в системе оценивания при введении ФГОС:

  • Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
  • Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы
  • Проведение диагностики результатов личностного развития
  • Появляются новые формы контроля результатов: целенаправленное наблюдение, самооценка учащегося, результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников
  • Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать «Портфель достижений» (портфолио).

Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
  • показатели метапредметных результатов;
  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Сущность содержательно-оценочной основы обучения.ppt

поделиться:
категория: ФГОС
просмотров: 6163 | дата: 2013-02-05 07:37:38