Детский суицид: попытка осмысления проблемы

Проблема суицида, в особенности детского,- сложная, страшная и, надо признать, не до конца объяснимая. Детство, отрочество-это время встреч, открытий, мечтаний, когда все интересно и очень хочется жить. В человеке заложен потенциал прочности в виде инстинкта самосохранения. И только действие очень мощного, противоестественного фактора способно сломить инстинкт самосохранения в этом возрасте. Поэтому очень важно понять, что ослабляет,  человека, а что укрепляет и защищает его.

Попробуем ответить на два принципиальных вопроса:

  1. Почему детский суицид в современной России не только возможен, но и, по сути, стал повседневным явлением?
  2. Что мы — взрослые - все вместе и каждый в отдельности можем предпринять для его предупреждения?

Согласно информации, приведенной уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Астаховым, и другим экспертным данным, ситуация с детским и подростковым суицидом в России крайне неблагоприятна. Ежегодно у нас сводят счеты с жизнью от полутора до двух с половиной тысяч детей и подростков.

Анализ мотивов совершения детьми и подростками самоубийств за период 2009-2010 гг. показал, что чаще всего несовершеннолетние сводят счеты с жизнью по причинам:

  • семейных разногласий и конфликтов, боязни наказаний со стороны родителей;
  • неразделенных или прерванных романтических отношений (в подростковом возрасте дети уверены, что первая любовь-это навсегда, и относятся к ней серьезно).

Среди других поводов для суицида выявлены:

  • учебная конфликты со сверстниками и друзьями;
  • неуспеваемость, низкий уровень школьной адаптации;
  • бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями;
  • тяжелая болезнь или смерть близких родственников;
  • антисоциальный образ жизни родителей (алкоголизм и безработица);
  • аддиктивное поведение (наркотики, алкоголь и прочее), которое влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами;
  • боязнь уголовной ответственности за совершение правонарушения;
  • осознание собственного виновного поведения;
  • подростковая беременность;
  • сексуальное насилие (зачастую ребенок считает себя виноватым в произошедшем);
  • физические недостатки ребенка;
  • наличие психического заболевания;
  • низкий уровень жизни;
  • влияние деструктивных сект и субкультур.

Выяснилось, что количество душевнобольных среди самоубийц не превышает их числа  среди тех, кто умирает своей смертью. То есть суицид мало связан с психическим расстройством. Так же развенчан миф о том, что чаще сводят счеты с жизнью дети из социально неблагополучных семей.

Существенную роль в суицидальном поведении несовершеннолетних играет размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования  информации, популяризирующей самоубийство, провоцирующей ребенка на лишение себя жизни.

Чаще всего самоубийство- это шаг отчаяния в переживании ситуации, которая субъективно воспринимается как неразрешимая.

Главный вопрос, который должны задать себе взрослые: как мы не заметили, что с ребенком что-то не так?

Признаками суицидального риска для несовершеннолетних являются:

  • резкие перемены в настроении и поведении;
  • сильные эмоциональные колебания;
  • самоизоляция: уход в себя;
  • депрессия: эмоциональный упадок;
  • агрессия: немотивированные вспышки гнева, ярости, жестокости;
  • нарушение аппетита;
  • прямые или косвенные высказывания о суицидальных намерениях;
  • прощание и раздача подарков окружающим.

Выводы родителям и педагогам

  1. Обращайте внимание на необычное поведение ребенка — видимо, что-то произошло или изменилось. Это повод задуматься, поговорить с ребенком или проконсультироваться у  специалиста.
  2. Обеспечивайте детям дружелюбную среду развития и воспитания. Благочестивый пример старших и духовное единение с ними более всего защищает младших от пагубы. Полноценная детско-взрослая  событийная общность не только удерживает ребенка от безоглядных действий и отчаянных поступков, но и наделяет его силой жизнелюбия, трудолюбия, любознательности и человеколюбия.

 Рекомендации подготовила педагог-психолог РЦ Любашенко И.А. по материалам журнала «Школьный психолог», январь, 2013

поделиться:
просмотров: 1793 | дата: 2013-03-04 14:18:49