Детский суицид: попытка осмысления проблемы
Проблема суицида, в особенности детского,- сложная, страшная и, надо признать, не до конца объяснимая. Детство, отрочество-это время встреч, открытий, мечтаний, когда все интересно и очень хочется жить. В человеке заложен потенциал прочности в виде инстинкта самосохранения. И только действие очень мощного, противоестественного фактора способно сломить инстинкт самосохранения в этом возрасте. Поэтому очень важно понять, что ослабляет, человека, а что укрепляет и защищает его.
Попробуем ответить на два принципиальных вопроса:
- Почему детский суицид в современной России не только возможен, но и, по сути, стал повседневным явлением?
- Что мы — взрослые - все вместе и каждый в отдельности можем предпринять для его предупреждения?
Согласно информации, приведенной уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Астаховым, и другим экспертным данным, ситуация с детским и подростковым суицидом в России крайне неблагоприятна. Ежегодно у нас сводят счеты с жизнью от полутора до двух с половиной тысяч детей и подростков.
Анализ мотивов совершения детьми и подростками самоубийств за период 2009-2010 гг. показал, что чаще всего несовершеннолетние сводят счеты с жизнью по причинам:
- семейных разногласий и конфликтов, боязни наказаний со стороны родителей;
- неразделенных или прерванных романтических отношений (в подростковом возрасте дети уверены, что первая любовь-это навсегда, и относятся к ней серьезно).
Среди других поводов для суицида выявлены:
- учебная конфликты со сверстниками и друзьями;
- неуспеваемость, низкий уровень школьной адаптации;
- бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями;
- тяжелая болезнь или смерть близких родственников;
- антисоциальный образ жизни родителей (алкоголизм и безработица);
- аддиктивное поведение (наркотики, алкоголь и прочее), которое влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами;
- боязнь уголовной ответственности за совершение правонарушения;
- осознание собственного виновного поведения;
- подростковая беременность;
- сексуальное насилие (зачастую ребенок считает себя виноватым в произошедшем);
- физические недостатки ребенка;
- наличие психического заболевания;
- низкий уровень жизни;
- влияние деструктивных сект и субкультур.
Выяснилось, что количество душевнобольных среди самоубийц не превышает их числа среди тех, кто умирает своей смертью. То есть суицид мало связан с психическим расстройством. Так же развенчан миф о том, что чаще сводят счеты с жизнью дети из социально неблагополучных семей.
Существенную роль в суицидальном поведении несовершеннолетних играет размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийство, провоцирующей ребенка на лишение себя жизни.
Чаще всего самоубийство- это шаг отчаяния в переживании ситуации, которая субъективно воспринимается как неразрешимая.
Главный вопрос, который должны задать себе взрослые: как мы не заметили, что с ребенком что-то не так?
Признаками суицидального риска для несовершеннолетних являются:
- резкие перемены в настроении и поведении;
- сильные эмоциональные колебания;
- самоизоляция: уход в себя;
- депрессия: эмоциональный упадок;
- агрессия: немотивированные вспышки гнева, ярости, жестокости;
- нарушение аппетита;
- прямые или косвенные высказывания о суицидальных намерениях;
- прощание и раздача подарков окружающим.
Выводы родителям и педагогам
- Обращайте внимание на необычное поведение ребенка — видимо, что-то произошло или изменилось. Это повод задуматься, поговорить с ребенком или проконсультироваться у специалиста.
- Обеспечивайте детям дружелюбную среду развития и воспитания. Благочестивый пример старших и духовное единение с ними более всего защищает младших от пагубы. Полноценная детско-взрослая событийная общность не только удерживает ребенка от безоглядных действий и отчаянных поступков, но и наделяет его силой жизнелюбия, трудолюбия, любознательности и человеколюбия.
Рекомендации подготовила педагог-психолог РЦ Любашенко И.А. по материалам журнала «Школьный психолог», январь, 2013
предыдущие:
- Экстренное вмешательство учителя при агрессивных проявлениях учеников
- Психологический минимум в работе учителя. (рекомендации психолога)
- Психологические казусы. Маленькие причины больших последствий
- Притча в работе учителя в условиях введения ФГОС ООО
- Изучение интенсивности познавательной потребности, мотивов учения учащихся