Изучение интенсивности познавательной потребности, мотивов учения учащихся
В условиях модернизации российского образования перед каждым образовательным учреждением стоят конкретные цели в осуществлении обучения и воспитания, направленные на развитие личности ученика, имеются свои особенности в удовлетворении образовательных потребностей населения. Особое значение для успешного решения поставленных задач имеет знание реальной картины возможностей удовлетворения познавательных потребностей, связанных с получением образования со стороны ученика.
С целью изучения интенсивности познавательной потребности ученика, мотивов учения педагоги могут использовать анкеты «Познавательная потребность» и «Мотивы учебной деятельности», разработанные доктором психологических наук, кандидатом философских наук Ю.М. Орловым.
Анкета «Познавательная потребность»
Учащимся предлагается выбрать тот ответ, который соответствует их представлениям.
Вопросы | Возможные ответы - ранг |
---|---|
1. Как часто занимаешься какой-нибудь умственной работой? |
|
2. Что предпочитаешь делать, когда задан вопрос на сообразительность? |
|
3. Используешь ли дополнительную литературу? |
|
4. Насколько эмоционально относишься к интересному для себя занятию, связанного с умственной работой? |
|
5. Часто ли задаешь вопросы? |
|
Варианты А – оцениваются в 3 балла, Б – в 2 балла, В – в 1 балл.
Обработка результатов анкетирования проводятся с помощью определения общего среднего значения всех рангов, которые были присвоены учениками каждому ответу на вопросы. Сумма всех рангов делится на 5 (по количеству вопросов). Получаем показатель интенсивности познавательной потребности. Если ученик набрал от 2,5 до 3,0 б., познавательная потребность у него выражена сильно; если от 1,5 до 2,5 б. – умеренно; если ниже 1,5 – слабо. Результат данного исследования поможет учителю в организации дифференцированного обучения учащихся в проведении индивидуальной работы.
Анкета «Мотивы учебной деятельности»
Учащимся предлагают выбрать из предложенных утверждений три, наиболее подходящих для себя.
- Учусь потому, что на уроках интересно.
- Учусь потому, что заставляют родители.
- Учусь потому, что стараюсь хорошо выполнить то, что от меня требуют.
- Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
- Учусь потому, что в наше время стыдно быть неучем.
- Учусь потому, что мои родители одобряют, что я стараюсь хорошо учиться.
- Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди одноклассников.
- Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
- Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
- Учусь потому, что нравится учиться, узнавать новое.
- Учусь потому, что все учатся.
- Учусь потому, что хочу быть первым учеником.
Ключ
- 4, 5 – широкие социальные мотивы.
- 1, 10 – познавательные мотивы.
- 7, 12 – престижные мотивы.
- 6, 8 – ориентация на одобрение.
- 2, 9 – избегание неприятностей.
- 3, 11 – абстрактная мотивация (нет осознанных мотивов).
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела
по материалам метод. пособия «Диагностические средства
внутришкольного управления», сост. Ю.П. Васильев