Изучение интенсивности познавательной потребности, мотивов учения учащихся

В условиях модернизации российского образования перед каждым образовательным учреждением стоят конкретные цели в осуществлении обучения и воспитания, направленные на развитие личности ученика, имеются свои особенности в удовлетворении образовательных потребностей населения. Особое значение для успешного решения поставленных задач имеет знание реальной картины возможностей удовлетворения познавательных потребностей, связанных с получением образования со стороны ученика.

С целью изучения интенсивности познавательной потребности ученика, мотивов учения педагоги могут использовать анкеты «Познавательная потребность» и «Мотивы учебной деятельности», разработанные доктором психологических наук, кандидатом философских наук Ю.М. Орловым.

 

Анкета «Познавательная потребность»
Учащимся предлагается выбрать тот ответ, который соответствует их представлениям.

ВопросыВозможные ответы - ранг
1. Как часто занимаешься какой-нибудь умственной работой?
  • Часто
  • Иногда
  • очень редко
2. Что предпочитаешь делать, когда задан вопрос на сообразительность?
  • Помучаться, но самому найти ответ
  • Когда как
  • Получить готовый ответ от других
3. Используешь ли дополнительную литературу?
  • Постоянно, много
  • Иногда много, иногда никакую
  • Мало или совсем никакую
4. Насколько эмоционально относишься к интересному для себя занятию, связанного с умственной работой?
  • Очень эмоционально
  • Когда как
  • Эмоции ярко не выражены
5. Часто ли задаешь вопросы?
  • Часто
  • Иногда
  • очень редко

Варианты А – оцениваются в 3 балла, Б – в 2 балла, В – в 1 балл.

Обработка результатов анкетирования проводятся с помощью определения общего среднего значения всех рангов, которые были присвоены учениками каждому ответу на вопросы. Сумма всех рангов делится на 5 (по количеству вопросов). Получаем показатель интенсивности познавательной потребности. Если ученик набрал от 2,5 до 3,0 б., познавательная потребность у него выражена сильно; если от 1,5 до 2,5 б. – умеренно; если ниже 1,5 – слабо. Результат данного исследования поможет учителю в организации дифференцированного обучения учащихся в проведении индивидуальной работы.

Анкета «Мотивы учебной деятельности»

Учащимся предлагают выбрать из предложенных утверждений три, наиболее подходящих для себя.

  1. Учусь потому, что на уроках интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что стараюсь хорошо выполнить то, что от меня требуют.
  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время стыдно быть неучем.
  6. Учусь потому, что мои родители одобряют, что я стараюсь хорошо учиться.
  7. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди одноклассников.
  8. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что нравится учиться, узнавать новое.
  11. Учусь потому, что все учатся.
  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

 

Ключ

  • 4, 5 – широкие социальные мотивы.
  • 1, 10 – познавательные мотивы.
  • 7, 12 – престижные мотивы.
  • 6, 8 – ориентация на одобрение.
  • 2, 9 – избегание неприятностей.
  • 3, 11 – абстрактная мотивация (нет осознанных мотивов).

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела
по материалам метод. пособия «Диагностические средства
внутришкольного управления», сост. Ю.П. Васильев

 

поделиться:
просмотров: 2383 | дата: 2012-12-26 14:27:35