Стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в частности, дети с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема обучения и воспитания таких детей становится все более актуальной, так как их количество в школах медленно,  но неуклонно возрастает. Большинство школьников с ЗПР, в том числе и со сложными формами органического генеза, учатся в общеобразовательной школе, что создает большие сложности для учителей, других учащихся, а самое главное, для самих детей с ЗПР.       

Чтобы успешно взаимодействовать с ребенком, имеющим задержку психического развития нужно знать следующее:        

Во-первых, задержка психического развития во всех формах может поддаваться во всех формах психолого-педагогической коррекции, но в условиях, адекватных характеру психического недоразвития ребенка.      

Преодолевается этот недостаток развития тем успешнее, чем раньше создаются для этого условия-помощь специалистов, обеспечивающих коррекцию, выбор типа школы     и  базовой программы обучения.        

Во-вторых, психическая недостаточность, интеллектуальные и эмоционально-волевые отклонения, слабая мотивация, личностное недоразвитие и др. у детей с ЗПР компенсируются путем упорной согласованной коррекционной медико-психологической работы.        

В третьих, условия массового обучения, не адаптированного к особым потребностям ребенка с ЗПР, являются тормозящим фактором в его умственном развитии. Следовательно, со всей остротой  стоит проблема раннего выявления ЗПР.           

Известно, что задержка психического развития, как правило обнаруживается в учебной деятельности. В связи с введением Федерального образовательного стандарта в школе создан Проект специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ: дифференциация уровней и вариантов, в котором предложены варианты  требований к стандартам для детей с ЗПР.        

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.        

Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ. СФГОС дифференцируется за счет  наличия вариантов, на практике обеспечивающих  охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования.        

Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются: уровнем результата (цензовый – нецензовый); структурой основной образовательной программы; планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.        

Предлагается четыре варианта данного стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.        

Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности  перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.        

Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.        

Каждый вариант СФГОС определяет: 

  • требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции)
  • требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
  •  
  • требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования          

Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)        

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.          

Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)        

Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к особенностям детей, ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду - поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося.          

Третий вариант СФГОС (не цензовый)        

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению  цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.         

Четвертый вариант специального стандарта ( индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)        

Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми».        

Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду.        

Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.


Подготовила: педагог-психолог ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ»  Любашенко И.А. по материалам журналов «Школьный психолог» декабрь 2010 №2, январь 2011 №9

поделиться:
просмотров: 14787 | дата: 2012-12-19 13:14:01