Как помочь школьникам почувствовать интеллектуальную состоятельность

Никакая программа педагогических воздействий не будет успешной, если она включает лишь оперативные действия, призванные прекратить нарушение поведения здесь и сейчас. Избежать нарушения поведения можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит 3 составляющих. Когда они чувствуют:

  • что могут решать задачи;
  • знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом;
  • вносить свой особый вклад в классный коллектив.

Им больше нет необходимости тратить свою энергию на нарушение поведения.

Представление о своих высоких способностях – вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть не высоким, но если при этом уровень мотивации высок, школьник будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они чувствуют себя успешными.

Мы можем помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность с помощью определенных стратегий и поддерживающих техник:

Стратегии Техники
1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
  • Рассказывайте об ошибках;
  • Показывайте ценность ошибки как попытки.
2. Формируйте веру в успех
  • Подчеркивайте любые улучшения;
  • Раскрывайте сильные стороны своих учеников;
  • Демонстрируйте веру в своих учеников;
  • Признавайте трудность ваших заданий.
3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах
  • Анализ прошлого успеха;
  • Повторяйте и закрепляйте успехи.
4. Делайте процесс обучения ощутимым
  • Наклейки «Я могу»;
  • Альбомы достижений;
  • Рассказы о вчера, сегодня, завтра.
5. Отмечайте достижения
  • Выставки;
  • Аплодисменты.

Число поддерживающих техник для повышения самоуважения не ограничено. Выбирайте столько, сколько нужно для конкретного ученика.

Мжельская Е.В.
(по материалам Кривцовой С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины)

поделиться:
просмотров: 2486 | дата: 2012-09-27 09:34:56