Как помочь школьникам почувствовать интеллектуальную состоятельность
Никакая программа педагогических воздействий не будет успешной, если она включает лишь оперативные действия, призванные прекратить нарушение поведения здесь и сейчас. Избежать нарушения поведения можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит 3 составляющих. Когда они чувствуют:
- что могут решать задачи;
- знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом;
- вносить свой особый вклад в классный коллектив.
Им больше нет необходимости тратить свою энергию на нарушение поведения.
Представление о своих высоких способностях – вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть не высоким, но если при этом уровень мотивации высок, школьник будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они чувствуют себя успешными.
Мы можем помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность с помощью определенных стратегий и поддерживающих техник:
Стратегии | Техники |
---|---|
1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением |
|
2. Формируйте веру в успех |
|
3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах |
|
4. Делайте процесс обучения ощутимым |
|
5. Отмечайте достижения |
|
Число поддерживающих техник для повышения самоуважения не ограничено. Выбирайте столько, сколько нужно для конкретного ученика.
Мжельская Е.В.
(по материалам Кривцовой С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины)