Результаты мониторинга эффективности работы ОУ по социализации личности
Во исполнение государственного задания Министерства образования и науки Самарской области специалистами ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский Ресурсный центр» был проведен мониторинг эффективности работы ОУ по социализации личности учащихся. Серьезные изменения в социально-экономической жизни общества и в образовании, проходящие в последние годы, определили необходимость создания инновационной образовательной модели «Школа социализации личности». Превращение образовательного учреждения из «школы научения» в «школу социализации» – это именно тот ориентир, который способствует созданию такого образовательного пространства, позволяющего обеспечить социальное развитие личности обучающихся и их подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Сроки проведения: 02.04.2012 – 15.05.2012 г.
Цель проведения мониторинга: изучение уровня социализированности личности учащихся образовательных учреждений как фактора эффективности работы ОУ по социализации личности.
Метод изучения – групповое тестирование учащихся основной школы с помощью методики М. И. Рожкова («Методика изучения социализированности личности учащихся»).
Выборка составила 1407 учащихся 6 – 9 классов 30-ти школ округа.
Выводы и рекомендации:
- По результатам мониторинга уровень социализированности учащихся ОУ, подведомственных СВУ МОиН СО, соответствует среднему статистическому уровню. С высоким уровнем социализированности выявлено 31% уч., средним уровнем – 65% уч., низким уровнем – 4% учащихся ОУ.
- Анализ отдельных компонентов социализированности личности позволяет выделить закономерные процессы, отражающие эффективность социализации личности учащихся:
- социально адаптированы – 92% уч. ОУ;
- автономны (целеустремленны) – 81% уч. ОУ;
- социально активны – 93% уч. ОУ;
- нравственно воспитаны - 92% уч. ОУ.
- Более эффективная работа по социализации личности отмечается в школах, активно участвующих в ежегодном Конкурсе социальных проектов "Гражданин". Это связано с тем, что цель Конкурса - вовлечение молодых граждан в общественно-полезную социальную деятельность, формирование у них активной гражданской позиции и получение опыта конструктивного решения социальных проблем.
- Снижение уровня социализированности личности учащихся возможно зависит от использованных традиционных форм работы, которые не интересны современному школьнику.
- Для минимизации данных рисков социализированности личности школам необходимо активнее вести работу по социализации личности учащихся. Необходимо целенаправленно развивать систему индивидуального педагогического сопровождения тех учеников, у которых в силу их личностных особенностей процесс социализации отстает по сравнению с основной массой детей. Кроме того, необходимо добиваться тесного сотрудничества родителей со школой.
- Важнейшим условием успешной работы школы в рамках новой образовательной парадигмы является создание ядра активных единомышленников, представляющих различные категории субъектов образовательного процесса и субъектов социального действия, превращение школы в площадку социального партнерства, источник позитивного социального опыта. Задача школы:
- содействовать социальной адаптации учащихся;
- помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа;
- использовать включение детей в активную деятельность по решению социально-значимых проблем (волонтерство, добровольчество и др. социальные практики);
- помочь приобретать навыки обсуждения и выбора путей решения проблемы, умений эффективного сотрудничества в команде;
- воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции; оградить детей от асоциальных влияний; сформировать навыки духовного противостояния на основе отечественных нравственных и культурных традиций.
- выявлять и поддерживать гражданскую инициативу педагогов и обучающихся, участвующих в разработке и реализации эффективных социальных проектов; отбирать лучшие работы для участия в окружном Конкурсе социальных проектов «Гражданин» и Федеральной акции «Я – гражданин России».
Результаты автономности по сравнению с другими показателями значительно ниже. Это свидетельствует о неустойчивости в поведении и отношениях по причине неуверенности в себе, низкой самооценки учащихся в школах.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдеда ГБОУ ДПО ЦПК«Похвистневский Ресурсный центр»