Результаты мониторинга эффективности работы ОУ по социализации личности

Во исполнение государственного задания Министерства образования и науки Самарской области специалистами ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский Ресурсный центр» был проведен мониторинг эффективности работы ОУ по социализации личности учащихся. Серьезные изменения в социально-экономической жизни общества и в образовании, проходящие в последние годы, определили необходимость создания инновационной образовательной модели «Школа социализации личности». Превращение образовательного учреждения из «школы научения» в «школу социализации» – это именно тот ориентир, который способствует созданию такого образовательного пространства, позволяющего обеспечить социальное развитие личности обучающихся и их подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

Сроки проведения: 02.04.2012 – 15.05.2012 г.

Цель проведения мониторинга: изучение уровня социализированности личности учащихся образовательных учреждений как фактора эффективности работы ОУ по социализации личности.

Метод изучения – групповое тестирование учащихся основной школы с помощью методики М. И. Рожкова («Методика изучения социализированности личности учащихся»).

Выборка составила 1407 учащихся 6 – 9 классов 30-ти школ округа.

Выводы и рекомендации:

  1. По результатам мониторинга уровень социализированности учащихся ОУ, подведомственных СВУ МОиН СО, соответствует среднему статистическому уровню. С высоким уровнем социализированности выявлено 31% уч., средним уровнем – 65% уч., низким уровнем – 4% учащихся ОУ.
  2. Анализ отдельных компонентов социализированности личности позволяет выделить закономерные процессы, отражающие эффективность социализации личности учащихся:
    • социально адаптированы – 92% уч. ОУ;
    • автономны (целеустремленны) – 81% уч. ОУ;
    • социально активны – 93% уч. ОУ;
    • нравственно воспитаны - 92% уч. ОУ.

    Результаты автономности по сравнению с другими показателями значительно ниже. Это свидетельствует о неустойчивости в поведении и отношениях по причине неуверенности в себе, низкой самооценки учащихся в школах.

  3. Более эффективная работа по социализации личности отмечается в школах, активно участвующих в ежегодном Конкурсе социальных проектов "Гражданин". Это связано с тем, что цель Конкурса - вовлечение молодых граждан в общественно-полезную социальную деятельность, формирование у них активной гражданской позиции и получение опыта конструктивного решения социальных проблем.
  4. Снижение уровня социализированности личности учащихся возможно зависит от использованных традиционных форм работы, которые не интересны современному школьнику.
  5. Для минимизации данных рисков социализированности личности школам необходимо активнее вести работу по социализации личности учащихся. Необходимо целенаправленно развивать систему индивидуального педагогического сопровождения тех учеников, у которых в силу их личностных особенностей процесс социализации отстает по сравнению с основной массой детей. Кроме того, необходимо добиваться тесного сотрудничества родителей со школой.
  6. Важнейшим условием успешной работы школы в рамках новой образовательной парадигмы является создание ядра активных единомышленников, представляющих различные категории субъектов образовательного процесса и субъектов социального действия, превращение школы в площадку социального партнерства, источник позитивного социального опыта. Задача школы:
    • содействовать социальной адаптации учащихся;
    • помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа;
    • использовать включение детей в активную деятельность по решению социально-значимых проблем (волонтерство, добровольчество и др. социальные практики);
    • помочь приобретать навыки обсуждения и выбора путей решения проблемы, умений эффективного сотрудничества в команде;
    • воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции; оградить детей от асоциальных влияний; сформировать навыки духовного противостояния на основе отечественных нравственных и культурных традиций.
    • выявлять и поддерживать гражданскую инициативу педагогов и обучающихся, участвующих в разработке и реализации эффективных социальных проектов; отбирать лучшие работы для участия в окружном Конкурсе социальных проектов «Гражданин» и Федеральной акции «Я – гражданин России».

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдеда ГБОУ ДПО ЦПК«Похвистневский Ресурсный центр»

поделиться:
просмотров: 5303 | дата: 2012-06-19 14:03:29