Влияние телевизора на психику ребенка
Интересно, что большинство детей, испытывающих вред телевизора на себе, просто вынуждены его смотреть, так как живут в маленьких квартирах с родителями, и телевизор работает для родителей с утра до вечера, вынуждая ребенка его смотреть вместе со взрослыми. Но если для взрослых это привычка, то детская психика не выдерживает такой атаки. Если Ваш ребенок проводит за телевизором большую часть своего времени – это серьезный повод задуматься. Но к сожалению, вред телевидения в настоящее время нельзя не отрицать. Постепенно оно превращается в… школу разврата. Наиболее сильно влияние телевизор оказывает на подростков, так как взрослый человек может понять, что не всё, увиденное им в фильмах и шоу является нормой.
Так, сцены насилия ведут к тому, что человек потихоньку привыкает к обесцениванию жизни: различные боевики и триллеры учат тому, что человека убить очень легко. Подростки насмотревшись кровавых сцен, утрачивают страх перед смертью, и считают, что жизнь легко может быть прервана. Возможно, именно отсюда участившиеся случаи суицида. Второй неприятный момент – это падение нравственности и культуры. В устах ведущих понятие любви к женщине, к матери, к Родине смешивается с фразой «заняться любовью». Наличие любовника у жены или любовницы у мужа показывается в различных сериалах как нормальное явление.
Реалити-шоу настолько крепко внедряются в подсознание, что многие дети начинают вести себя так же, как их герои. А ведь в подобных программах показывается общение, полное ссор и ругани, общение, доходящее порой до рукоприкладства, тогда как в жизни, напротив, следует стремиться к бесконфликтности. Кроме того, идет сплошная пропаганда красивой жизни. Кино и сериалы нацеливают на то, что богатым стать легко и просто: деньги приходят сами собой. Из-за этого многие, особенно школьники, уходят от реальности в фантазийные миры. На экране дети видят другой мир, находят то, что им недоступно в нашем мире. В фильмах – пляжи, отдыхи, деньги, а здесь все серо и скучно. Если слишком много думать об этом, можно дойти даже до самоубийства.
Движение
Движение – жизнь! А для ребенка – это естественное состояние организма. Во время просмотра мультфильмов/передач мышечная система находится в статическом (застывшем) состоянии. И остается в нем до тех пор, пока дитя сидит перед голубым экраном. От этого могут появляться мышечные зажимы и блоки, а если малыш систематически смотрит телевизор в неправильной позе или телевизор и «посадочное место» находятся в нефизиологичной диспозиции, то ребенок рискует осанкой и нормальным развитием костной системы. И не вините потом в сколиозе своего наследника школьного учителя, посадившего его не за ту парту. Второй побочный эффект затяжных просмотров – возможное состояние возбуждения и раздражительности.
Речь
Чем больше времени посвящается «ящику», тем меньше его остается на общение с родителями, друзьями, животными. У детей, которые больше трех часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержки речевого развития. Причина в том, считают они, что детская психика при просмотре передач больше направлена на визуализацию, чем на вербализацию. Последние исследования доказали: детям легче пересказывать услышанное, чем увиденное.
Зрение
Когда мы смотрим на реальный предмет, глазные мускулы постоянно тренируются, как бы «ощупывая» вещь. С телевизором же все наоборот. Парадокс восприятия телекартинки: изображение на экране движется, а глазные мускулы – нет! При телепросмотре ученые констатируют заметное снижение активности глаз. Пищеварение
При просмотре увлекательной передачи у ребенка па 90% замедляются обменные процессы. Вот почему у «телевизионных» детей зачастую возникают разлады в работе желудочно-кишечного тракта. Кроме того, во время просмотра телевизора активизируются так называемые центры голода, пробуждающие аппетит. Но! Кушать-то зритель кушает, а центры головного мозга, ответственные за чувство насыщения, дремлют (мы ведь сосредоточены на телевизоре), в итоге человек съедает в 3 раза больше. Лишние кило – расплата за совмещение двух меню: зрительского и пищевого.
Способность принимать решения.
В реальной жизни маленький человечек учится этому в игре – выбирает роль доктора или няни, папы или мамы, моделирует жизненные ситуации и находит решения. С телевидением все иначе: ребенок наблюдает за отношениями героев фильма или мультика, но лишен возможности выбирать – все уже решили за него и предложили готовый продукт. К тому же с экрана в виде безобидных мультиков дети могут усваивать и замену исконных человеческих ценностей.
Страх и агрессия
Даже если в семье ведется строгий учет телевизионных просмотров, обратите внимание на невинные, казалось бы, художественные фильмы. По статистике, на долю такого кинематографа приходится больше половины всех транслируемых сцен насилия (57%). Если ребенок регулярно видит их по телевизору, нарушается его эмоциональное развитие, не формируется способность к состраданию и сочувствию. Такие дети в школе часто слывут хулиганами, а в подростковом возрасте рискуют попасть в криминальную историю. У каждого третьего школьника, увидевшего по телевизору минутную сцену какого-нибудь ужаса, чувство страха (не всегда видимое!) остается в течение нескольких минут, а то и часов – такой ребенок может страдать неврозами, бессонницей, повышенной тревожностью.
Чувство времени
Результаты проведенных экспериментальных исследований показали, что если ребенок проводит перед телевизором много времени, у него замедляется восприятие длительности минуты – его субъективная минута больше 60 секунд вплоть до утраты чувства времени и выпадения из ре альности. Кроме того, телевизионное время очень насыщенно, динамично, события сменяют друг друга с большой скоростью, за короткое время мы проживаем несколько жизней – «за себя и за того парня». Участие в яркой тележизни заманчиво, а реальность по сравнению с ней скучна. Это может привести к телезависимости.
Что делать?
Дозируйте время, проведенное у телевизора. Малышей до 3 лет к телевизору не приглашаем. Вред от просмотра в этом возрасте – огромный! Дети 3-6 лет – не больше 20 минут в день. Различать, где реальное, а где воображаемое, детям трудно до 7 лет. Школьникам 6-11 лет – не больше 40 минут. В это время формируется отношение к увиденному, критический взгляд на телеперсонажей. Обсудить с детьми действия киногероев. Подросткам (11-14 лет) – до 1 часа .14-18 годов - 2 часа. Очень важным становится отбор передач. Пусть подросток аргументирует выбор передачи или фильма, поделится с родителями, что его привлекло или чему он научился благодаря просмотру. Время, проведенное за совместным просмотром и обсуждением увиденного, приобретает огромное значение.
Итак…
- До 2-х летнего возраста в жизни ребенка не должно быть никакого телевизора. Тем более в детской комнате независимо от возраста ребенка.
- Не включайте телевизор до ухода в школу. Наступает перевозбуждение, и ребенок не способен продуктивно работать даже на первых уроках.
- Необходимо следить, какие передачи и сколько времени смотрит ребенок. Всё зависит от вашей ответственности и авторитета.
- Личный пример заразителен. Родители-телеголики вряд ли сумеют уберечь ребенка от пагубной привычки. А сделать это необходимо именно в младшем возрасте, так как привычки усваиваются рано. Да и мозговая деятельность ухудшается.
- Последовательно контролируйте соблюдение рамок дозволенного. Если это необходимо, твердо говорите «нет». Подростки, естественно будут требовать. Чтобы вы им доверяли. Но, сами понимаете, что доверять можно только при условии соблюдения ребенком оговоренных ограничений.
- Наблюдайте за реакцией ребенка во время просмотра. И обсуждайте увиденное. Воспитывайте в ребенке правильное восприятие экранных изображений посвящая его в технические подробности. Когда знаешь, как всё это делается (съёмка, монтаж, спец. Эффекты), легче защититься и не воспринимать всё всерьез.
Общайтесь с ребенком и получайте удовольствие.
Подготовила: педагог-психолог Лещева Е.А.
предыдущие:
- Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ: Экзамены без стресса
- Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ: Экзамен — способ проверки знаний или психологическое испытание
- Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ: Как готовиться к экзаменам
- Рекомендации учителю по работе с застенчивыми детьми
- Рекомендации учителю, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учащимися