Как помочь ребенку стать уверенным
Часто путают два понятия: уверенность в себе и самоуверенность. Уверенность – твердая вера в кого-то, во что-нибудь. Уверенный - твердый, не колеблющийся, не сомневающийся в своих словах, возможностях. Самоуверенный – слишком уверенный в себе, выражающий пренебрежение к другим (по словарю русского языка Ожегова С.И.).
Часто, чтобы быть по-настоящему уверенным в себе, ребенку не хватает определенной информации или знаний, как поступить в том или ином случае, внимания и поддержки взрослых.
Рекомендации для учителя по формированию уверенности:
- Создавать для учащихся ситуации, где бы они смогли проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Ориентировать ученика на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов.
- Предоставлять учащимся полную информацию по выполнению домашнего задания, о том, как и где «добыть» знания (где прочитать, к кому обратиться за помощью и за какой именно). Давать знания о правилах и способах общения, об особенностях поведения людей.
- Принимать и ценить ребенка вне зависимости от его поведения, успехов. Повышенная требовательность учителя - опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что успех в работе зависит от его собственных усилий.
- Ребенку (особенно подросткового возраста) необходимо дать навыки осознанного анализа собственной личности, таким образом, ослабив спонтанное влияние на самооценку «общего мнения».
- Повышать у ребенка веру в себя – уверенность в собственных силах и возможностях, убежденность в том, что любое препятствие можно преодолеть, приложив максимум усилий. Это чувство формируется при наличии привычки и навыков целенаправленной систематической работы, выполняемой ребенком (учебной, общественной, домашней).
- Помнить, что негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких детей. Нужно сказать о первостепенной роли учителя для первоклассника, так как именно он оказывается для ребенка наиболее почитаемой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от педагога исходит отрицательная оценка.
- Создавать условия для развития самостоятельности детей и веры в себя. Учителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность ему самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока, возможно, не готов.
Рекомендации подготовила начальник социопсихологического отдела РЦ Забелина И.А. (по материалам кн.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей).
предыдущие:
- Как реагирует мозг ребенка на ваши слова
- Влияние телевизора на психику ребенка
- Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ: Экзамены без стресса
- Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ: Экзамен — способ проверки знаний или психологическое испытание
- Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ: Как готовиться к экзаменам