Как реагирует мозг ребенка на ваши слова

Ученые психологи исследовали электрические процессы в разных зонах мозга: лобных, моторных, нижнетеменных, височных и затылочных, которые имеют разное строение, разную функциональную специализацию. Исследования показали, что у мальчиков и девочек наблюдаются существенные различия функциональной организации мозга с первых дней жизни.

Роль эмоций в организации таких сложных видов деятельности, как восприятие, запоминание, речевое мышление, у девочек и мальчиков разное. У мальчиков эмоции более избирательно повышают активность именно тех отделов коры мозга, которые ответственны за организацию той конкретной деятельности, которая для эмоционально значима. Мозг при этом у них более асимметричен, больше включаются моторные центры коры и «главнокомандующие мозга» - лобные отделы. А у девочек на эмоциональные воздействия мозг реагирует более активно, но менее избирательно: включаются почти все центры коры, ответственные за самые разные функции.

Интересно, что и по времени выраженность эмоциональных реакций различна. У мальчиков мозг реагирует избирательно и активизируется только в первые моменты эмоционального воздействия. А потом возникает блок, мозг перестает реагировать на эти воздействия и мальчики как бы не слышат ни ваших замечаний, ни поощрений. Девочки, напротив, дают мощную эмоциональную реакцию, которая усиливается при повторении воздействия. При этом их мозг значительно более активен. Если же сигнал не вызывает эмоций, не имеет смысла для ребенка, то ни у мальчиков, ни у девочек не отмечается повышение уровня функциональной активности мозга, не включаются ассоциативные системы, ответственные за процесс смыслообразования.

Очень часто родителей раздражает повышенная двигательная активность детей, особенно мальчиков, и они пытаются самыми разными способами ограничить её, не подозревая о том, что это наносит непоправимый ущерб не только двигательной активности ребенка, но и развитию его речи, мышления, памяти. Это связано с тем, что активацию моторных областей мозга, обеспечивая многочисленные связи с ассоциативными отделами, стимулирует развитие всех высших психологических функций. Особенно это относится к мальчикам. И поэтому, дорогие взрослые, вы не должны ограничивать активные действия ребенка, особенно мальчиков.

Наблюдая за своим ребенком, вы, конечно уже поняли, что эмоции играют очень важную роль в формировании его психики, характера, поведения. Но роль положительный и отрицательных эмоций различна. Положительные эмоции создают условия для оптимальной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира, тогда как отрицательные эмоции избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику. Ребенок, как и взрослый, старается свести к минимуму отрицательные эмоции и увеличить положительные. Таким образом, у мальчиков и девочек эмоции оказывают разное влияние на восприятие и осмысление речевых и неречевых сигналов.

Подготовила: педагог-психолог Лещева Е.А. по материалам Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П.

поделиться:
просмотров: 1976 | дата: 2012-06-15 13:40:49