Дисциплинарные проблемы на уроке
С той же силой, с какой верим мы сегодня в строгую дисциплину, отметки, принуждения мы должны поверить, что ребенка можно учить по-другому, без принуждения (С. Соловейчик). Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе, деловой настрой. Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает продуктивно на уроке. Все заняты делом - слушают объяснения учителя, конструктивно обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Основными недостатками организации урока являются либо нерациональная занятость, либо слабая занятость всех учащихся учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке.
Как правило, нарушители дисциплины – это учащиеся со следующим типом поведения:
- Поведение, направленное на привлечение внимания, при котором ученик демонстративно отвлекает учителя и класса. Психологические причины поведения – переживание дефицита внимания к себе.
- Властолюбивое поведение с вспышками негодования, конфронтацией, нагнетанием напряженности. Психологические причины поведения – эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях.
- Мстительное поведение с активной агрессивностью или игнорированием всяких дружеских попыток контакта. Психологические причины поведения – стереотип силового разрешения конфликтов.
- Поведение, направленное на избегание неудач с вспышками негодования в ситуации реальной неудачи или откладывание «на потом». Психологические причины поведения – необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия.
Умение предотвратить негативное поведение - один из важнейших организационных навыков педагога. Сила преподавателя - в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям.
Возможные пути педагогического воздействия:
- Минимизация внимания, игнорирование демонстративного поведения, отвлечение ученика со сменой вида деятельности, места.
- Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся.
- Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряженности (запрещается повышать голос, высмеивать ученика, сравнивать его с другими).
- Предоставление возможности позитивно рассказывать о себе.
- Подчеркивание достижений аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке», напоминание о прошлых успехах.
- Стимулирование с учетом индивидуальных особенностей и недостатков, использование индивидуальных норм оценивания.
- Последовательность в применении наказания (в начале - предупреждение, а затем последует наказание). Настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
- Игнорирование незначительные нарушения, которые не мешают работе группы, остановка неправильного поведения взглядом или движением, адресованным нарушителям.
Из материала методических разработок С.В. Кривцовой
(кн. «Учитель и проблемы дисциплины». М.: Генезис)
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела