Психологический минимум в работе учителя. (рекомендации психолога)

Многие учителя хорошо знают свой предмет, любят детей, умело используют дидактические и методические приемы, но что-то мешает им испытывать настоящее удовольствие от своей работы.

Может быть, это дефицит знаний из области психологии.

  1. Любите свою работу, любите своих учеников и это даст вам силы снова и снова входить в класс и сеять разумное, доброе, вечное!
  2. Желательно начинать урок с положительного якоря. Положительные эмоции делают обучение успешнее. Для того чтобы создать якорь, включающий рабочее состояние, необходимо любым способом привлечь в начале урока внимание учащихся. Это может какая-то нестандартная фраза или шутка. Риск: можно случайно заякорить кого-нибудь на другое состояние, так как якорь привязывается к тому, что есть, а не к тому, чего бы нам хотелось.
  3. В начале урока создайте мотивацию, то есть у каждого ребенка должен появиться проблемный вопрос, который спровоцирует работать. Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку. Она берет палку, чтобы добыть банан. Для разного возраста мотивация будет различной.
  4. Старайтесь владеть умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
  5. На уроке необходимо загружать и левое и правое полушарие учеников. Чаще всего в процессе обучения основную нагрузку несет левое полушарие, которое отвечает за анализ информации. Мало задействовано правое полушарие, отвечающее за эмоции и творчество. Недогруженное правое полушарие не развивается в должной мере, последствия этого – не развитая эмоциональная сфера личности (отсутствие эмпатии, непонимание других и даже себя), слабая интуиции, низкая креативность. Человек теряет способность создать целостный образ мира, так как за целостное восприятие также отвечает правое полушарие. Специальные занятия по развитию правого полушария (гимнастика мозга) помогают детям достичь лучших результатов в учебе, повышают их познавательную мотивацию. На уроках всегда есть возможность загрузить правое полушарие. Попросите детей нарисовать какое-то понятие или явление. Дайте задание, которое можно выполнить, только включив воображение. Хорошим способом включить в работу оба полушария являются задания на сравнение.
  6. Используйте ошибку на благо себе и ученику. Ошибка – это обратная связь, это повод задуматься о том, что именно мы делаем не так. Что надо изменить в работе с этим конкретным учеником? Если мы будем смотреть на ошибку как на обратную связь и приучим к этому учеников, из процесса обучения уйдут чувство вины и страха, а, значит, мы сможем воспитать более успешных детей. Каждый находит в жизни то, что ищет – успех или неудачу. Человек, имеющий мотивацию достижения, более успешен, чем тот, кто замотивирован на избегание неудачи.
  7. Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Большинство людей охотнее и проще замечают ошибки и неудачи, равнодушно проходя мимо чужого успеха. А ведь именно успех дает нам силы двигаться дальше. Особенно важен отмеченный вами успех ученика. Именно признание успеха стимулирует рост, а не порицание за неудачу. Когда в цирке учат танцевать лошадь, ее не сравнивают с другой лошадью, а поощряют за нужные действия.
  8. Создавайте якорь на состояние успеха. Позитивный якорь не только создает мотивацию в достижении успеха, но и приучает самих ребят относиться к себе, как к победителям, верить в свои силы. Любой успех, даже незначительный, должен быть замечен и подкреплен. Особенно это надо слабо успевающим, неуверенным в себе ученикам. Учитель может не только заметить, но и закрепить успех ученика, словом, дружеским жестом, улыбкой. Так создается позитивный якорь на состояние успеха.
  9. Поддерживайте доверительное взаимодействие с каждым учеником не столько с помощью речи, сколько при помощи невербального поведения: контакт глаз, поддерживающая улыбка, дружеское прикосновение, внимание к каждому ученику.
  10. Используйте положительные утверждения. Любое упоминание частицы НЕ перед глаголом приводит к противоположному результату. Дело в том, что мозг, прежде чем выполнить задание, должен представить то, о чем говориться. Если сказать «Не смотрите в окно», вам продеться приложить усилия, чтобы этого не делать. Вот почему так неэффективны призывы не шуметь, не отвлекаться и так далее. В то же время, для некоторых детей использование НЕ может стать эффективным способом управления поведением. Если вы скажите «Сейчас не смотрите на доску», куда посмотрит большинство учеников?
  11. Проведите в конце урока подстройку к будущему. Заканчивая урок, хорошо бы соединить изученный материал с ранее известным. Успешный ученик нацелен, когда и при каких обстоятельствах он сможет применить знания, полученные на уроке. Подстройку к будущему можно провести разными способами. Эффективны метафоры (шутки, пословицы, афоризмы, притчи), которые каким-либо образом связывают изученное с реальной жизнью. Метафоры действуют на эмоциональную память и поэтому запоминаются надолго. Вспоминая метафору, ученик будет невольно вспоминать и материал урока.

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела

поделиться:
просмотров: 3476 | дата: 2012-12-26 14:37:58