Притча в работе учителя в условиях введения ФГОС ООО

Вы когда-нибудь слышали притчу о школе животных? Если нет, напоминаем вам ее. Давно это было. Говорят, хорошая была школа. Помещение хорошее, учебные планы хорошие, учителя хорошие... Вот только животные учились плохо. Например, утка не могла научиться лазать по деревьям.

  • Я хочу плавать! - крякала она.
  • Научись сначала по деревьям лазать! - говорили ей учителя и ставили по этому предмету двойки.

С обезьяной все было наоборот: она любила лазать по деревьям, но ее обучали плаванию.

  • Я лучше буду лазать по деревьям, - просила она.
  • Научись сначала плавать! - настаивали учителя. Лягушки прекрасно умели нырять. Но их учили летать. И ставили им единицы за плохие способности. Воробьи прекрасно умели летать. Но их обучали нырянию. Они захлебывались под водой, а потом тоже получали плохие отметки за плохие способности. Но хуже всего пришлось бедным черепахам. После многочисленных попыток тестирования их способностей у них признали задержку в умственном развитии. Их учили в специальном классе в норе суслика. Были ли животные на самом деле неспособными.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача основной школы – «учить ученика учиться в общении». Использование притчи на уроке позволяет подростку делать выводы самостоятельно, формулировать мысли, видеть глубину рассматриваемого вопроса, озвучить способы выхода из конфликтной ситуации, снизить уровень конфликтности учащихся среднего звена. Посредством притч происходит сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Притча является эффективным способом пробуждения интереса школьников и активизации их деятельности на уроке в диалоговом режиме, требующим от преподавателя осторожного и взвешенного подхода, методической грамотности и умеренности в использовании. Притчи — это не просто сказочные тексты. Они не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить современного подро стка разобраться в иерархии возникших жизненных ситуаций.

Притчи выполняют следующие функции:

  • Функция зеркала (отражает восприятие);
  • Функция модели (образцы решения проблем и конфликтов);
  • Функция опосредования (посредник между учеником и учителем);
  • Функция хранения опыта (хранитель традиций и ценностных ориентаций).

В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале урока, в качестве анализа и обобщения, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии. Рекомендации учителю, использовавшие притчу на уроке:

  1. Учитывайте трудности подросткового периода, возрастные особенности при выборе притч, подборе методических приемов.
  2. Чаще всего притча не комментируется ребятами, каждый остается со своими мыслями наедине.
  3. Если имеются сомнения при анализе изучаемой темы, то притча – наиболее эффективный метод в этом случае.
  4. Когда класс стал неуправляемым, нет необходимости читать в очередной раз лекцию о плохом поведении, а просто расскажите притчу о добре и зле.
  5. Озадачивайте ученика путем размышления над истиной предназначения человека.
  6. Притчей демонстрируйте веру в учеников, верьте в их успешности.

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела

поделиться:
просмотров: 4590 | дата: 2012-12-26 14:32:48