Развитие ребенка как стратегическая цель образования

Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является развитие.

Образование понимается как процесс целенаправленного развития, результат которого — становление человеческого в человеке, обретение им культурно значимых качеств и способностей. Эти способности позволяют учащемуся стать носителем исключительно человеческих возможностей: рефлексии, самосознания, способности к диалогу и проектировочной деятельности и др.

Такой взгляд на образование в теоретических, экспериментальных, авторских вариантах разрабатывался в течение последних 50-70 лет и за эти годы приобрел не только сторонников в лице философов, исследователей, педагогов и родителей, но и конкретные практические отражения.

По своей сути, развивающее обучение — это социально-культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества воспитания и обучения, а педагогическая деятельность — это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.

Портрет выпускника школы, создаваемый ФГОС, несомненно привлекателен. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, компетенциями, но и готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания.

Для любого педагога ценность и честь вырастить человека, обладающими такими качествами и способностями. Но вопрос состоит в том, как именно, на каких дидактических и технологических основах должна быть выстроена профессиональная деятельность учителя, реализующая новые цели и ценности образования? Каким должен стать он сам, для того, чтобы новые инструменты и средства его деятельности «сработали» на новый образовательный результат?

В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий (УУД). Они выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Но нам важно понимать, что УУД важны не сами по себе, не как самоцель, а как средство развития личности человека в образовательном процессе. На основании выше изложенного можно говорить о 4 группах новых профессиональных компетенциях педагога.

Первое: личностное принятие педагогом филасофски развивающего образования, развития как цели своей педагогической деятельности. Здесь уместно сделатьссылку на фразу В.И.Слободчикова: «Суть развивающего образования... можно определить, по крайней мере на словах, предельно просто — это возможность сказать себе и другим: в рамках своего профессионализма я сделал все, чтобы сохранить и обеспечить процессы развития, остальное выше моих сил». Возникают вопросы: что понимать под развитием? Что именно подлежит сохранению и развитию, как эти процессы и качества называются? Как выглядит деятельность, направленная на развитие?

Развитие можно определить как изменение через становление и вызревание, а также выращивание нового качества, новой способности или приращение в имеющихся способностях.

  1. Становление — естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Есть закономерные этапы физического, психофизиологического, умственного и эмоционально-волевого развития. Педагог не может не учитывать этих закономерностей, так как иначе он своими действиями рискует войти в конфликт с процессами становления.
  2. Формирование — процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это то содержание которое мы хотим с помощью педагогических средств «переложить» из внешнего культурного окружения ребенка в его внутренний мир.
  3. Преобразование — процесс саморазвития, движения человека к целям, ценностям и смыслам своего существования. То есть, это ответственность взрослых: помочь ребенку стать способным к саморазвитию,обрести внутренние психологические инструменты управления собой и своей жизнью, а затем — дать человеку возможность реализовывать свои жизненные планы и устремления (просто говоря, «отпустить».

Таким образом, развитие ребенка, подростка, юноши — сложный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие. Развитие как формирование — основа образования, развитие как становление — условие образования, саморазвитие — один из итогов качественного обучения.

Второе: умение ставить задачи развития учащихся. Если развитие — это то, ради чего существует педагогическая деятельность, то умение вычленять, формулировать задачи развития ребенка — это показатель профессионализма педагога. Педагог знает и рассматривает как свою профессиональную обязанность участие в процессах, которые решают задачи развития ребенка. Или специально создает условия для осуществления таких процессов.

Третье: умение решать в процессе своей профессиональной деятельности задачи развития обучающихся. Педагог, анализируя ситуацию развития, возрастные и индивидуальные характеристики своих воспитанников, формулирует задачи развития и ставит на их основе перед собой собственные задачи деятельности. То, как он это делает, - важнейшее проявление его профессионализма. Сюда же можно отнести и знание логики формирования УУД.

Четвертое: умение занимать экспертную профессиональную позицию в отношении развивающих возможностей учебного предмета и средств обучения/воспитания, которые предлагают различные УМК. Педагогу необходимо научиться определять развивающий потенциал тех или иных методических комплектов, которые предлагает ему современный рынок методических услуг, грамотно подбирать дидактические и методические средства под стоящие перед его учениками задачи развития, при необходимости самостоятельно разрабатывать такие средства.

Таким образом, развивающее образование перестает быть уделом единиц и становится нормой профессиональной деятельности для сотен тысяч педагогов. Происходит это быстро, даже, наверное, слишком быстро для тех, кто никогда не был включен в инновационный процесс, никогда не смотрел на образование с точки зрения развития, преобразования, становления самого человека. У образования появляется надежда на обновление и, если будет позволено так выразиться, на «очеловечивание»: принятие человека и его развития в качестве главной ценности и цели. Хочется верить, мы поможем нашим надеждам осуществиться.

Информацию подготовила педагог-психолог РЦ Любашенко И.А. по материалам журнала «Школьный психолог», февраль, 2013

поделиться:
просмотров: 2725 | дата: 2013-03-05 12:39:22