Формы самопрезентации педагога: психологические рекомендации

Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе.

Место, где вы реализуете себя как учитель, и называется уроком. Именно сюда вы приходите с надеждой и волнением, именно здесь вы наконец понимаете, не ошиблись ли с выбором профессии.

Открытый урок является ярким воплощением педагогической идеи. Открытый урок — визитная карточка учителя, позволяющая показать «концентрат» его практической педагогической деятельности.

Общество хочет видеть современного учителя как педагога — человека эрудированного, интеллектуала, человеком с чувством юмора, находчивого, а не болезненно обидчивого и амбициозного.

Технология подготовки, проведения и анализа открытых уроков целостна и не предполагает обязательно строгой последовательности шагов. Разумеется, наибольшую ценность представляют новшества, разработанные учителем (если их нет, то трудно понять, зачем пригласили людей, среди которых наверняка ест опытные, высококвалифицированные специалисты). Не меньшую ценность представляет и информация, позволяющая судить об обоснованности любого выбора тех или иных действий учителя.

Цели проведения открытых уроков

Под целью подразумевается не каноническая трактовка понятия «цель», а «цель как образ желаемого результата», т. е. определение, более близкое к понятиям «намерение», «устремление», «предназначение» и т. п.

Вся деятельность учителя на уроке должна определяться целью. Чему должен научиться ученик на этом конкретном уроке? Ответ на этот вопрос и определяет цель. Но нельзя рассматривать урок изолированно от всего курса обучения. Он должен занимать свое значимое место во всей череде уроков, определенных учебным планом на четверть или полугодие. Соответственно, цель урока должна рассматриваться в контексте этого учебного плана.

Определение приемов и методов обучения для урока

Приемы и методы зависят от поставленной цели. Как мы познаем окружающий мир? Чем больше органов чувств задействовано в процессе обучения, тем более эффективным оно будет.

Другим критерием выбора приемов и методов для урока является состав обучающихся. Их количество и уровень качества знаний тоже вносит свои коррективы. Здесь главное, чтобы применяемые методы и предлагаемые упражнения соответствовали их уровню и могли бы быть максимально эффективны для данного количественного состава учеников.

Выбор оборудования для урока

Под оборудованием урока следует понимать его материальное обеспечение, т. е. раздаточный материал, наглядные средства, технические средства обучения, компьютеры и т. д. Здесь важно чувство меры. Не нужно перегружать урок техническими средствами, но с другой стороны, проводить урок вообще без оборудования, особенно без наглядных пособий нельзя.

Распределение хода урока по времени

Теперь все сказанное выше, вам нужно вместить во временный промежуток 40-45 минут. На первый взгляд задача не сложная, но зачастую учителя испытывают проблемы со временем на уроке. Его либо не хватает, либо наоборот, остается лишнее время и начинающие теряются, не зная, что в такой ситуации делать. Прежде всего планируйте урок так, чтобы все успеть. Если же время в конце урока осталось, это уже не так страшно. Заранее продумайте «резервные» задания, желательно такого плана, чтобы их можно было выполнять бесконечно. Естественно, эти задания должны соответствовать главной цели урока.

Подготовка оборудования

Перед уроком подготовьте аудиторию, где будет проходить занятие, чтобы во время урока не думать о том, где повесить таблицу, где взять мел и т. д. Можно заранее записывать все, что нужно подготовить к уроку, чтобы ничего не упустить.

Подготовка плана урока

Как должен выглядеть план урока? Он должен быть максимально удобен для использования. Лучше всего писать его на отдельных листках, крупным и четким почерком, выделяя все самое важное. План должен лежать на столе в удобном для просмотра виде. Пусть он будет написан так, чтобы все нужное можно было бы без труда увидеть в нем, не поднимая его со стола.

Проведение открытого урока

Педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что, выполнить ранее намеченный план полностью независимо от возникших на уроке обстоятельств. Учитель-мастер должен быть готов к нестандартным ситуациям на уроке, ибо способность к импровизации — один из показателей не только креативности, но и мастерства учителя.

Анализ открытого урока учителем

Форму и содержание анализа определяет сам учитель. Необходимо помнить, что одна из целей — повышение эффективности обучения тех, кто был приглашен на урок. Выступление учителя с анализом проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий и является показателем его эрудиции и фактором обучения гостей всем представленным новым умениям.

Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений во время урока, объективно оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить.

Учитель должен быть готов к тому, что схема анализа урока может заинтересовать кого-то из гостей и заранее представить заготовленные экземпляры для раздачи гостям.

Статистика гласит: впечатление (или ваш имидж) на 60% зависит от того, как вы выглядите, на 30% - от того, как звучит ваш голос и только на 7% - от того, что вы говорите!!! Поэтому...

Во-первых, нужно готовиться к выступлению!

Не стоит самонадеянно полагать, что если вы изучили многое вопросы, то запросто выступите. Набросайте речь, попробуйте ее проговорить перед зеркалом, а лучше кому-нибудь. Попытайтесь «говорить без бумажки».

Во-вторых, будьте собой!

Вы же человек, живой и эмоциональный. Почему бы не добавить улыбку, жестикуляцию и открытый взгляд в свое выступление? Не сковывайте своих движений. Общайтесь с аудиторией: задавайте вопросы, ловите взгляды и эмоции слушателей. Вы же не робот, который выполняет задачу - сухо ответить доклад!

В-третьих, если уж 60% успеха по статистике зависит от того, как вы выглядите, потрудитесь принять во внимание этот факт и уделить внимание своему имиджу.

Опрятность и сдержанность в одежде, уверенный вид... А как вы стоите? Опираете руки на трибуну в агрессивной позе или спрятались за ней. Расслабьтесь! Чувствуйте себя хозяином этого времени, внимание аудитории ваше, надо действовать сейчас!

Помните:

  • Если вы серьезны – вас воспринимают всерьез.
  • Если вы искренне улыбаетесь – к вам относятся дружелюбно.
  • Если вы напуганы, сомневаетесь, боитесь чего-то – это превращается в сомнения о ваших профессиональных и личностных качествах.
  • Если вы играете (пусть даже это будет роль уверенного в себе человека) – вас воспринимают как актера, аплодируют, но… не верят в вашу искренность и профессионализм.
  • Никогда не читайте» по бумажке». Вот представьте – вы стоите на сцене, это ваш звездный час, вы повествуете залу о деле всей своей жизни… И «по бумажке»…
  • Не поворачивайтесь спиной к зрителю. Без комментариев.
  • Не бойтесь взглядов, сцена – это общение. Зрители разные: выберите себе человека в зале, который вас точно слушает и выступайте для него.
  • Когда вы на сцене - главное для вас зрители, а не жюри.
  • Старайтесь материал излагать диалогично, без категоричных утверждений. Если будете категоричны, останутся те, кто с вами не согласен. Если будете «диалогичны», появятся те, кто захочет продолжить беседу.
  • Если вы что-то забыли, не теряйтесь, делайте вид, что все идет как надо. Пусть все думают, что у вас запланированная пауза. Не показывайте своего волнения. Вспомнили, собрались, продолжили дальше. Обычно волнение заканчивается в ту секунду, когда вы начинаете говорить.
  • Обязательно отрепетируйте свое выступление на родных и близких. Очень важно знать, как ваше выступление воспринимается со стороны. Требуйте самых критичных высказываний, выслушивайте все мнения и, возможно, что-то в вашем выступлении изменится.
  • делайте самые простые и односложные предложения. Лаконичные краткие фразы воспринимаются на слух лучше, чем сложноподчиненные предложения.
  • Начните красиво, закончите блестяще!

Педагогическая профессия – это профессия публичная, она сродни актерской. Облик учителя, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания учеников, родителей и коллег. Важно помнить, что эффект первого впечатления основательно фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений, изменить его в дальнейшем оказывается нелегко.

Материал подготовила педагог-психолог РЦ Любашенко И.А. по материалам журнала «Методист», №8, 2011

поделиться:
просмотров: 3566 | дата: 2013-03-05 12:46:23