Методические рекомендации о подготовке к окружному конкурсу «Первоцвет» в 2013 году

Методические рекомендации для учителей начальных классов по подготовке к окружному конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет» в 2013 году в Северо-Восточном образовательном округе.

В Северо-Восточном образовательном округе успешно существует система выявления и развития одаренных детей на ранних ступенях развития. Созданы условия для интеллектуального развития детей и подростков, что имеет большую социальную значимость.

Для того, чтобы результативно заниматься с детьми исследовательской деятельностью, учителям начальных классов необходимо освоить методические приемы формирования у младших школьников исследовательских умений, необходимых для написания научно-исследовательской работы:

  • умение самостоятельно работать с рекомендованной литературой (энциклопедией , алманахами, ежегодниками, специализированными словарями,справочниками, библиографическими и юридическими изданиями и т.п.);
  • умение критически осмысливать материал, представленный в литературном источнике;
  • умение четко и ясно излагать свои мысли;
  • умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
  • написание письменных отчетов по поисковому заданию;
  • умение написать анализ собственного изучения темы;
  • умение оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Педагог у необходимо владеть педагогическими технологиями, позволяющими успешно формировать исследовательские умения у младших школьников в процессе изучения учебных дисциплин на уроках и во внеклассной работе. Одной из таких технологий является технология «метода проектов».

Схемам выполнения исследовательских работ и проектов:

  1. Анализ ситуации. Актуализация проблемы( выявление и формулирование детьми проблемы, определение направления будущего проекта или исследования).
  2. Постановка цели и задач ( в исследовании формулирование основных вопросов, на которые хотелось бы получить ответ, а в проекте какой конкретно «продукт» необходимо создать).
  3. Выбор темы исследования.
  4. Разработка гипотезы (высказать реальные и нереальные идеи).
  5. Систематизация подходов к решению проблем- выбор методов исследования или создания проекта(наблюдения и эксперимент-«Понаблюдать»,изучение литературы-«Прочитать в книге,-опрос-«Задать вопросы специалисту»,анализ полученного материала-«Подумать самостоятельно» и т.п.).
  6. Разработка программы(определение последовательности проведения исследования или создания проекта).
  7. Сборка и обработка информации (создание информационной базы).
  8. Анализ , сравнение, обобщение, классификация полученных информационных материалов.
  9. Прверка гипотезы.
  10. Подготовка отчета(подготовка сообщения по результатам исследования или подготовка презентации проекта).
  11. Публичное выступление с результатами исследования или презентация проекта, ответы на вопросы.

Но если метод проектов предусматривает алгоритм деятельности, четкое формулирование проблем, цели и задач, разработку и проверку гипотез, наличие всех этапов проектной деятельности, то некоторые этапы исследовательской работы в зависимости от темы и условий исследования могут доминировать, другие проявляться слабо, а сама исследовательская деятельность носить не регламентированный, свободный и гибкий характер.

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам воспользоваться предложенными методическими рекомендациями при подготовке Ваших воспитанников к конкурсу «Первоцвет» в 2013 году.

Данные рекомендации подготовлены по материалам пособия «Окружной фестиваль исследовательских проектов младших школьников « Первоцвет»(авторы Нестеренко Л.П.,к.п.н.,зав.кафедрой технологий развивающего обучения СИПКРО,доцент; Серова Е.А.,начальник отдела развития СВУ МО и Н СО; Радаева Г.Н.,директор ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ».)

Подготовила Берлогина О.В.

поделиться:
просмотров: 1961 | дата: 2013-04-03 13:10:18