Методические рекомендации о подготовке к окружному конкурсу «Первоцвет» в 2013 году
Методические рекомендации для учителей начальных классов по подготовке к окружному конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет» в 2013 году в Северо-Восточном образовательном округе.
В Северо-Восточном образовательном округе успешно существует система выявления и развития одаренных детей на ранних ступенях развития. Созданы условия для интеллектуального развития детей и подростков, что имеет большую социальную значимость.
Для того, чтобы результативно заниматься с детьми исследовательской деятельностью, учителям начальных классов необходимо освоить методические приемы формирования у младших школьников исследовательских умений, необходимых для написания научно-исследовательской работы:
- умение самостоятельно работать с рекомендованной литературой (энциклопедией , алманахами, ежегодниками, специализированными словарями,справочниками, библиографическими и юридическими изданиями и т.п.);
- умение критически осмысливать материал, представленный в литературном источнике;
- умение четко и ясно излагать свои мысли;
- умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
- написание письменных отчетов по поисковому заданию;
- умение написать анализ собственного изучения темы;
- умение оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Педагог у необходимо владеть педагогическими технологиями, позволяющими успешно формировать исследовательские умения у младших школьников в процессе изучения учебных дисциплин на уроках и во внеклассной работе. Одной из таких технологий является технология «метода проектов».
Схемам выполнения исследовательских работ и проектов:
- Анализ ситуации. Актуализация проблемы( выявление и формулирование детьми проблемы, определение направления будущего проекта или исследования).
- Постановка цели и задач ( в исследовании формулирование основных вопросов, на которые хотелось бы получить ответ, а в проекте какой конкретно «продукт» необходимо создать).
- Выбор темы исследования.
- Разработка гипотезы (высказать реальные и нереальные идеи).
- Систематизация подходов к решению проблем- выбор методов исследования или создания проекта(наблюдения и эксперимент-«Понаблюдать»,изучение литературы-«Прочитать в книге,-опрос-«Задать вопросы специалисту»,анализ полученного материала-«Подумать самостоятельно» и т.п.).
- Разработка программы(определение последовательности проведения исследования или создания проекта).
- Сборка и обработка информации (создание информационной базы).
- Анализ , сравнение, обобщение, классификация полученных информационных материалов.
- Прверка гипотезы.
- Подготовка отчета(подготовка сообщения по результатам исследования или подготовка презентации проекта).
- Публичное выступление с результатами исследования или презентация проекта, ответы на вопросы.
Но если метод проектов предусматривает алгоритм деятельности, четкое формулирование проблем, цели и задач, разработку и проверку гипотез, наличие всех этапов проектной деятельности, то некоторые этапы исследовательской работы в зависимости от темы и условий исследования могут доминировать, другие проявляться слабо, а сама исследовательская деятельность носить не регламентированный, свободный и гибкий характер.
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам воспользоваться предложенными методическими рекомендациями при подготовке Ваших воспитанников к конкурсу «Первоцвет» в 2013 году.
Данные рекомендации подготовлены по материалам пособия «Окружной фестиваль исследовательских проектов младших школьников « Первоцвет»(авторы Нестеренко Л.П.,к.п.н.,зав.кафедрой технологий развивающего обучения СИПКРО,доцент; Серова Е.А.,начальник отдела развития СВУ МО и Н СО; Радаева Г.Н.,директор ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ».)
Подготовила Берлогина О.В.
предыдущие:
- В помощь педагогам выходящим на аттестацию
- На базе СИПКРО начинают работать дистанционные курсы для учителей математики (36 часов)
- Завершились курсы повышения квалификации воспитателей ДОУ
- Рекомендации к оформлению дополнений и изменений в ООП НОО ОУ
- График курсов повышения квалификации по именному образовательному чеку в СВУ МО и Н СО на октябрь 2012 год