Эффективное использование притчи в работе с родителями.
Цель: повышение эффективности беседы с родителями, вовлечение их в совместное решение проблем воспитания и развития ребенка с помощью особого методического приема – притчи.
Задачи:
- Показать неэффективность традиционных форм работы с родителями.
- Раскрыть преимущества работы с притчей.
- Продемонстрировать технологичность использования притч в беседе с родителями.
Одним из необходимых направлений работы педагога-психолога является психологическое просвещение родителей. Каждый педагог в своей практике взаимодействует с родителями в целях сотрудничества с семьей в интересах ребёнка, формирования общих подходов к воспитанию, совместного изучения личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработки близких по сути требований, организации помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Проанализировав свою работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что информационный метод работы на родительском собрании малоэффективен. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют определенные трудности.
Следовательно, работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители, получая информацию, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей, перенеся жизненный урок, заключенный в притче, на решение собственных проблем воспитания. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным педагогом-психологом.
Актуальность: Сегодня применение инновационных форм в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через использование нестандартных методических приемов, например, притч, позволяет сделать работу более успешной.
Давно стало истиной, что все новое – это хорошо забытое старое. С давних времен люди использовали притчи как средство психологического воздействия и поддержки. С их помощью в сознании людей закреплялись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Благодаря своей занимательности, притчи особенно хорошо подходили для этой цели. Современные родители, замученные множеством бытовых проблем и дефицитом времени, очень восприимчивы к чистоте выражения чувства и мысли, если она обращена к их ситуации, к логике их жизни. Смысл каждой притчи человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. Когда родитель постигает относительный характер отдельных норм, он может изменить свою позицию за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются.
Притчи наряду с необычайной занимательностью, поэтичностью и яркостью изложения содержат нечто неожиданное, непредвиденное. Привычный ход мыслей и желаний вдруг предстает совсем в другом свете. Иной образ мыслей, казавшийся до этого непривычным, становится близким и понятным. Это изменение позиции и есть - самая важная функция притч.
Иногда, прочитанная или рассказанная притча дает больший результат, чем долгое объяснение прописных истин, давая возможность задуматься над своими поступками и поступками своих детей. А если притчу еще и показать, то родителям предоставляется возможность визуально представить предъявляемую информацию, при этом достигается более качественное усвоение материала. Например, для осознания ценности семейного воспитания, важности его в течение всей жизни ребенка, можно показать притчу «Кувшин».
Можно выделить следующие преимущества работы с притчами:
1. Привлекают и удерживают внимание.
2. Иллюстрируют и усиливают устную речь.
3. Сводят к минимуму непонимание.
4. Усиливают запоминание.
5. Помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период времени.
6. Повышают профессиональную компетентность педагога. Так же, притча содержит мотивирующий компонент и ее можно использовать в начале беседы для того, чтобы заинтересовать родителей в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Конечно, притча может использоваться как самостоятельный компонент беседы с родителями, но лучше всего использовать ее в совокупности с психологическими упражнениями. В конце беседы с родителями, как правило, педагоги дают рекомендации, но опыт показывает, простое перечисление рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий. Для этого тоже лучше использовать притчу.
Вывод:
Таким образом, используя в работе с родителями методический прием - притчу, педагог создает доверительную атмосферу в группе, способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей, активизирует группу на продолжение совместной работы, что в дальнейшем положительно отражается на детско-взрослых взаимоотношениях. Любой педагог, желающий получить максимально возможный эффект от общения с группой родителей может применять притчу, как действенное, простое, не требующее затрат, повышающее компетентность самого педагога средство.
Подготовила: педагог психолог
ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ»
Котмывшева А.В.