Как педагогу справиться с эмоциональным выгоранием?
Профессиональный труд школьного педагога отличает высокая эмоциональная загруженность.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют мысли о несправедливости, собственном несовершенстве, ненужности и бесполезности; чувства подавленности, усталости и страха. Этому состоянию чаще всего подвержены педагоги в возрасте от 35 лет и старше.
Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства, поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними. Любое снижение собственных результатов может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя до вспышек агрессии.
Следующая особенность — склонность к интроверсии, направленность в свой внутренний мир, внешне проявляющаяся как закрытость, нежелание общаться. Такие люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, самостоятельно не могут справиться с эмоциональным выгоранием.
Психолог Альберт Эллис выявил некоторые представления, которые помогут при эмоциональном выгорании:
- Стараясь заслужить любовь всех окружающих, можно утратить самостоятельность, уверенность в себе, целостность и глубину. Для того чтобы нравиться всем, надо постоянно улавливать чувства других людей, чтобы улучшить их отношение к себе. Все же лучше активно искать людей, с которыми вас объединяли бы общие занятия и взгляды, чтобы общаться было интересно. Лучше тратить свои силы на общение с настоящими друзьями, чем на попытки угодить всем и каждому.
- Лучше оставаться верным самому себе, стремясь к любви, творчеству, продуктивной деятельности, раскрытию своих способностей. Если человек таков, кто-то может любить или не любить его, но вряд ли это станет сильно его заботить. У него появится больше единомышленников, его не будет точить изнуряющая и бесплодная тревога.
- Многие, находясь в плену завышенных требований к себе, так и не добиваются того, чего хотели. Ведь нельзя же добиться чего-то сверхъестественного. Конечно, нужно стремиться к вершинам, к плодотворной деятельности во имя прогресса, познания, развития. Но важно и осознавать, что любого человека могут постигать неудачи, промахи.
- Анализируя причины поведения других, стоит взглянуть на дело с их точки зрения. Чтобы понять смысл поведения, нужно посмотреть на реакцию с позиций этих людей, и тогда во многих случаях он станет объяснимым.
- Если кому-то не нравится то, что вы делаете, может быть, и не стоит из-за этого волноваться. Просто надо признать, что с позиции окружающих ваше поведение может казаться неправильным, неуместным. Стоит ли винить вас за это? И надо ли из-за этого впадать в уныние? Разумнее обсудить точки зрения, сопоставить их и посмотреть, можно ли научиться чему-то полезному.
- Нужно перестать думать, что каждая неприятность — это ужасная вещь и предвестник конца всему. Это не так. Откладывание проблем будет только усиливать тревожность, депрессию и угрызения совести. И наоборот, решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а их успешное решение.
- Надо развивать в себе самостоятельность, индивидуальность, цельность и возможность самовыражения. В этом случае неудачи не станут губительными. Чрезмерная зависимость от других людей может обкрадывать, лишать чего-то очень важного в жизни, вести к утрате уверенности в себе, возможности саморазвития.
- Нужно стремиться к предельной терпимости: жить и давать жить другим. На самом деле нас расстраивают наши собственные интерпретации и предложения, касающиеся поведения других людей. Обычно человек, чье поведение оцениваете, не имеет в виду ничего из того, что вы придумываете.
- Если кто-то просит о помощи, ее надо оказать. Однако не стоит навязывать свою помощь тому, кто в ней не нуждается.
- Во многих случаях нужно учиться принимать ситуацию такой, какая она есть. Стремление же найти единственно возможное и исключительно правильное решение лишь терзает душу и часто приводит к выбору менее выигрышного варианта. Редко такие решения оказываются действительно наилучшими.
Мжельская Е.В. (по материалам А. Эллиса «Психотренинг по методу Альберта Эллиса»)
предыдущие:
- Особенности взаимодействия с учащимися с разным типом характера
- Бесконфликтное общение: советы психолога
- Рекомендации психолога воспитателю, родителю, учитывающему психологические особенности детей
- Формы самопрезентации педагога: психологические рекомендации
- Развитие ребенка как стратегическая цель образования