Бесконфликтное общение: советы психолога
Большинство конфликтов в школе начинается на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки. В то же время общение — основной инструмент профилактики и завершения конфликтов. Существует несколько практических рекомендаций, направленных на предупреждение конфликтов посредством компетентного общения:
- Выработайте у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, особенно к тому, что противоположно вашему.
- Всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другому человеку или хотя бы с их внешними проявлениями.
- Избегайте в общении крайних, жестких и категорических оценок. Крайние оценки — «абсолютно хороший» или «абсолютно плохой» — редко соответствуют действительности. Они часто ошибочны и поэтому могут стать причиной конфликтной ситуации.
- Старайтесь видеть и опираться на положительное в окружающих людях. Оценивайте их в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали. У любого человека всегда можно найти что-то такое, за что его можно искренне похвалить. Если вы увидели и оценили в человеке положительное, то последующая критика воспринимается им менее конфликтно, чем в том случае, когда вы указываете только на недостатки.
- Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее искренней и заслуженной похвалой, предваряющей эту критику. Если вы уверены, что сможете что-то сделать сами, то лучше не критиковать. Критика не самоцель, а способ улучшения жизни и деятельности. Если критика не способствует совершенствованию людей и дела, то она не только бесполезна, но и вредна. Поэтому, критикуя, необходимо обязательно указывать на возможные пути исправления ошибок. Критиковать легко, хорошо сделать намеченное — гораздо сложнее.
- Лучший способ критики — самому молча исправить те ошибки, которые допустил критикуемый. Давать негативную оценку человеку или его работе в целом — это значит почти наверняка натолкнуться на несогласие критикуемого. Иными словами, такая критика не достигает цели, а только провоцирует конфликт.
- Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в целом.
Критикуя одного человека, не сравнивайте его с другими, «лучшими». У того, кого критикуют, чаще всего возникает чувство неприятия и критика «лучшего».
Существует два вида критики: критика других и критика самого себя. Какой же из них основной? Конечно же, самокритика. Прежде чем учить, воспитывать и критиковать других, необходимо самому стать лучше тех, кого наставляете. Если очевидно, что вы критично относитесь к себе, то и ваша критика окружающих будет восприниматься менее конфликтно.
- Самокритика, как и критика, хороша в меру. Не только вы можете критиковать окружающих, но и они могут позволить себе удовольствие покритиковать вас.
- Научитесь использовать потенциал критики и критикующего в интересах совершенствования дела и самого себя.
Мжельская Е.В. (по материалам книги А.Я. Анцупова «Профилактика конфликтов в школьном коллективе»)
предыдущие:
- Рекомендации психолога воспитателю, родителю, учитывающему психологические особенности детей
- Формы самопрезентации педагога: психологические рекомендации
- Развитие ребенка как стратегическая цель образования
- Детский суицид: попытка осмысления проблемы
- Экстренное вмешательство учителя при агрессивных проявлениях учеников