Особенности взаимодействия с учащимися с разным типом характера

Опытные и внимательные педагоги прекрасно знают, что ученики в общении не похожи друг на друга. Способы, хорошо влияющие на одного, могут вызвать протест и непонимание у другого. В психологии и педагогике разработано несколько типологий для того, чтобы изучать и предавать способы взаимодействия с людьми. Одну из них разработали А.А. Алексеев и Л.А. Громова. Авторы выделяют пять типов людей по стилю мышления, то есть системе стратегий, приемов и навыков, к которой личность предрасположена в силу индивидуальных особенностей. Выделенные типы носят название: синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист.

Синтезатор

Внешне выглядит вызывающим, скептичным, ироничным и забавляющимся; может казаться невнимательным, когда с кем-то или с чем-то не согласен – настораживается. В разговоре выражает и предлагает другим альтернативные мнения и теории, приглашает к размышлению; не любит упрощенных, нудных разговоров; получает удовлетворение от интеллектуальных дискуссий.

Достоинства: в деле концентрируется на основополагающих принципах и положениях, лучше других действует в напряженных ситуациях и спорах, обеспечивает классу дискуссию и творчество.

Недостатки: может проявить безразличие к достижению согласия, излишне стремится к столкновениям и конфликту, может быть необязательным, безответственным.

Как на него повлиять: обращайте его энергию на выполнение реальных дел; не критикуйте; найдите группу ребят, которые будут слушать его идеи и выполнять их.

Идеалист

Внешне выглядит внимательным и восприимчивым, у него одобряющая поддерживающая улыбка, часто кивает головой в знак согласия, хорошо поддерживает диалог, не ставит собеседника в неудобное положение.

Достоинства: сконцентрирован на процессе, на взаимоотношениях, обращает внимание других на человеческие ценности, мотивы, стремления, искусен в четком формулировании целей, лучше других ориентируется в неструктурированных ситуациях.

Недостатки: может проигнорировать неприятные данные и уйти от участия в «тяжелом», неприятном общении, затягивает решение при большом выборе вариантов, может просмотреть важные детали и факты, кажется излишне сентиментальным.

Как на него повлиять: чаще просите о помощи, апеллируйте к его идеализму; не будьте слишком напористы и настойчивы, пытаясь вовлечь его в общее дело или добиться от него чего-либо; подводите к принятию нужного решения постепенно и осторожно, не давайте ему долго тянуть с решением, лучше напрямую спросить его мнение.Идеалист

Прагматик

Внешне выглядит открытым, общительным, часто много шутит, легко устанавливает контакт с другими, быстро соглашается. Тон восторженный, увлеченный, может казаться неискренним. В разговоре склонен выражать и предлагать другим несложные идеи; не любит разговоров, которые кажутся сухими, лишенными юмора; в напряженном состоянии выглядит скучающим человеком; получает удовлетворение от оживленного обмена мнениями; интересуется нововведениями.

Достоинства: обращает внимание других на вопросы тактики и стратегии, умело находит пути воздействия на других; лучше других действует в сложных ситуациях; оживляет жизнь класса экспериментами и инновациями.

Недостатки: может проявлять безразличие к долгосрочным целям и делам класса и школы, везде ищет выгоду, слишком легко идет на компромисс.

Как на него повлиять: научитесь «торговаться» с ним, выдвигать и выслушивать встречные идеи и предложения, исходить из его позиции, что ничего в жизни просто так не бывает и все имеет свою цену. Все свое недовольство он склонен замаскировывать в шутку. Не стесняйтесь хвалить то, что вы ему предлагаете.

Аналитик

Внешне выглядит холодным, замкнутым, трудным для установления контакта и понимания его особенностей; эмоционально не реагирующий. Тон сухой, дисциплинированный, может казаться твердым, упрямым, придерживающимся заранее заготовленных позиций и тона. В разговоре склонен выражать и предлагать другим общие правила, подтвержденные данные. Не любит разговоров, связанных с «неуместными» шутками и юмором. В напряженном состоянии уходит в себя, избегает людей. Питает интерес к научным фактам и обоснованиям.

Достоинства: сконцентрирован на плане и методе решения проблемы, обращает внимание других на конкретные данные и детали, искусен в планировании и моделировании классных дел, обеспечивает стабильность и структуру.

Недостатки: проявляет безразличие к человеческим ценностям и внутреннему миру людей. Планирует и анализирует слишком подробно, негибок, сверхосторожен. Обладает поляризованным «черно-белым» мышлением.

Как на него повлиять: научитесь говорить со «стеной», так как он не проявляет эмоций и внешних реакций на ваши слова. Если Вам надо его убедить, тщательно готовьте данные и слова для убеждения, научитесь терпеливо слушать, ищите теорию для обоснования того, что вы говорите, подталкивайте его к тому, чтобы он сам обнаружил ошибки в своем поведении и ходе рассуждения.

Реалист

Внешне выглядит прямым, правдивым, убедительным. Согласие или несогласие быстро выражает невербальными средствами. Тон прямой, откровенный, уверенный, позитивный. Может показаться высокомерным. В разговоре склонен выражать и предлагать другим мнения, факты, анекдоты. Не любит разговоров, которые кажутся теоретическими, сентиментальными, бесполезными, многословными. В напряженном состоянии выглядит возбужденным. Получает удовольствие от краткого, прямого и откровенного разговора о текущих, неотложных делах.

Достоинства: сконцентрирован на фактах и результатах, обращает внимание других учеников на реальное положение дел и резервы для решения проблем. Лучше других действует в хорошо определенных ситуациях с ясной целью, обеспечивает энергетический заряд, импульс, порыв.

Недостатки: игнорирует расхождение во мнениях, излишне упрощает, давит на других для достижения согласия и немедленного ответа, оказывается в плену у фактов, ориентирован только на результат.

Как на него повлиять: в беседах с ним не ходите вокруг да около, ведите короткие и конкретные разговоры, излагайте суть дела, проявляйте вежливую твердость.

Зная особенности учеников и определив типы, к которым они относятся, учитель сможет лучше управлять классом. В распределении функций при выполнении дел на этапе высказывания идей лучше будет привлечь синтезатора, при конкретном планировании – аналитика, в споре – идеалиста и т.п. Можно будет эффективнее спланировать рабочие группы: идеалистам и прагматикам будет сложно понять аналитика, поэтому они будут плохо работать в одной группе, синтезаторы и реалисты могут вступать в конфронтацию с идеалистом, а вот идеалисты и прагматики смогут понять друг друга.

Мжельская Е.В. (по материалам книги Чернявской А.П. Педагогическая техника в работе учителя – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011 г.)

поделиться:
просмотров: 2995 | дата: 2013-04-04 14:42:59