Влияние семьи на подростков
Семья и родительское воспитание могут оказывать на пристрастие подростков к наркотикам как прямое, так и косвенное воздействие. В самом деле, если отец унижает своего сына, бьет его — такой стиль родительского воспитания самым прямым образом заставляет подростка искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи. В чем же состоят нарушения отношений родителей к своему ребенку, которые делают его психологически незащищенным от влияния наркотических веществ? Прежде чем рассматривать эти нарушения, следует ввести понятие гармоничных родительских отношений с подростком. Сделать это целесообразно по следующим причинам. При гармоничных отношениях отсутствуют внутрисемейные причины приобщения подростка к наркотикам. Кроме того, семья с гармоничными внутрисемейными отношениями имеет высокую устойчивость к влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, в которых употребляют наркотики.
Опираясь на практический опыт педагогов, психологов и психотерапевтов, можно утверждать, что гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:
- родители тепло и нежно относятся к своему ребенку, эмоционально принимают его;
- родители понимают возрастные особенности подростка и знают, как поддержать его в трудной ситуации;
- родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.
Приведенные описания представляют собой как бы идеальные ответы на вопросы, которые родитель может задать себе об отношениях со своим ребенком: «Что я чувствую?», «Что я думаю?», «Что я делаю?». Конечно, при условии, что ответы будут даны искренне.
Отношения родителей с подростком не всегда гармоничны. Чем больше степень их дисгармонии, тем выше риск приобщения подростка к наркотикам. Можно выделить три формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления наркотиков:
Первая форма — жестокость в общении с подростком. Семьи данной категории неоднородны, деструктивная агрессия проявляется через физическое насилие, словесные оскорбления и унижения, через воспитание подростка «в ежовых рукавицах». При эмоциональном напряжении и жестоком обращении под росток прибегает к наркотикам, так как оказывается вытолкнутым из семьи в асоциальную среду или находится в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.
Вторая форма — непонимание родителями возрастных особенностей ребенка. Самосознание подростка нередко формируется драматично и противоречиво. Поэтому подросток обращается к наркотику, чтобы снять тревожность, возникающую вследствие ускоренного полового и интеллектуального развития. Родители же не способны психологически правильно реагировать, и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации подросток вынужден самостоятельно, часто через цепь ошибок, вырабатывать свое отношение к наркотикам.
Третья форма — низкий авторитет родителей у подростка. Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье не гарантируют от утраты значимости отношения подростка к родителям. Если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе и по отношению к наркотикам, не принимаются во внимание. Такой ребенок менее защищен от давления социальной микросреды, где употребляются наркотики. Таким образом, первая форма семейного неблагополучия может быть прямой причиной приобщения подростка к наркотикам, вторая — может «способствовать» этому косвенно как дезорганизующий фактор, а при третьей форме из-за попустительской позиции родителей подросток имеет сниженную социально-психологическую толерантность в отношении наркотиков.
Информация предоставлена по материалам кн.
Калейдоскоп родительских собраний:
Методические разработки.
Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой.
– М.: ТЦ Сфера, 2003.
Педагог-психолог: Котмышева А.В.
предыдущие:
- Организация образовательного процесса на деятельностной основе
- Как педагогу справиться с эмоциональным выгоранием?
- Особенности взаимодействия с учащимися с разным типом характера
- Бесконфликтное общение: советы психолога
- Рекомендации психолога воспитателю, родителю, учитывающему психологические особенности детей