Детское горе. Принципы психолого-педагогической поддержки
Иногда в жизни ребенка что-то происходит, и это что-то может тесным образом связано с состоянием горя, тоски, печали, скорби. Все это - ситуации потери (не только смерть близких людей). Причины этого могут быть:
- развод родителей,
- переезд на другую квартиру или в другой город,
- перевод из одного садика в другой,
- пропажа любимой игрушки, вещи,
- вынужденный уход из спортивной секции, смена учителя,
- окончание школы и т.д.
Любая из этих ситуаций означает, что нечто, чем ребенок, быть может, очень дорожил, закончилось. Это неизбежно когда-то случается, но тем не менее это потеря, на которую некоторые дети вполне естественным образом реагируют горем. Детскому горю в целом присущи такие черты, как: отрешенность, скрытость, неожиданность, неравномерность.
Состояния горя - длительный процесс. Он редко протекает в строгой последовательности, чаще это напоминает колебание туда и обратно между различными состояниями. Выделяют следующие стадии:
- Первая реакция. Отрицание случившегося, шок, оцепенение.
- Острое горе. Чувство горя включает в себя печаль, депрессию, злость, чувство вины, тревогу, страх и физическое недомогание.
- Приспособление к случившемуся. Человек болезненно принимает реальность. Вся дальнейшая жизнь организуется по-новому.
Возможные детские реакции на утрату: вопросы, интерес, изменения в поведении, невротические и психосоматические симптомы, тревога, страх, печаль, слезы, чувство вины.
Сигналы опасности:
- резкое снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание; настойчивый отказ посещать школу;
- упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;
- частые и необъяснимые вспышки гнева, падение настроения; деструктивные способы выражения гнева;
- стойкая тревога или фобии, частые приступы паники; продолжительный страх находиться одному;
- постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;
- гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было); поведение, свойственное намного более младшему возрасту, в течение длительного периода;
- множественные жалобы на физические недуги; несчастные случаи, лежание ничком (как самонаказание или способ привлечь внимание);
- противоправное поведение;
- избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти.
Принципы помощи в горе:
- Поддерживать эмоциональный и физический контакт,
- внимательно относиться к состоянию и желаниям ребенка,
- важно быть вместе с ребенком,
- честно отвечать на вопросы,
- проявлять терпение к негативным сторонам поведения,
- быть открытым чувствам ребенка и делиться с ним своими чувствами в приемлемой форме, соблюдая меру (чтобы не спровоцировать страх или отчаяние).
Педагогическая поддержка:
- Щадящие условия в школе. Временное ослабление требований к успеваемости.
- Следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали.
- Сообщить о том, что учитель знает о горе и разделяет чувства ученика.
- Рассказать о месте в школе, где можно уединиться и поплакать.
- Назначить «опекуна» ребенку из более взрослых детей, имеющих опыт утраты.
- Понимание изменения поведения и терпимость.
- Поддержка родителей.
Психологическая помощь:
- Эмоциональная поддержка.
- Построение доверительных отношений.
- Актуализация и переживание горя.
- Честно отвечать на вопросы.
- Реабилитация адаптивных механизмов (внутренние и внешние ресурсы).
- Работа с образом будущего.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела (по материалам журн. «Школьный психолог», № 6/2013, ст. Н.А. Сакович «Задверье детского горя»)