Детское горе. Принципы психолого-педагогической поддержки

Иногда в жизни ребенка что-то происходит, и это что-то может тесным образом связано с состоянием горя, тоски, печали, скорби. Все это - ситуации потери (не только смерть близких людей). Причины этого могут быть:

  • развод родителей,
  • переезд на другую квартиру или в другой город,
  • перевод из одного садика в другой,
  • пропажа любимой игрушки, вещи,
  • вынужденный уход из спортивной секции, смена учителя,
  • окончание школы и т.д.

Любая из этих ситуаций означает, что нечто, чем ребенок, быть может, очень дорожил, закончилось. Это неизбежно когда-то случается, но тем не менее это потеря, на которую некоторые дети вполне естественным образом реагируют горем. Детскому горю в целом присущи такие черты, как: отрешенность, скрытость, неожиданность, неравномерность.

Состояния горя - длительный процесс. Он редко протекает в строгой последовательности, чаще это напоминает колебание туда и обратно между различными состояниями. Выделяют следующие стадии:

  • Первая реакция. Отрицание случившегося, шок, оцепенение.
  • Острое горе. Чувство горя включает в себя печаль, депрессию, злость, чувство вины, тревогу, страх и физическое недомогание.
  • Приспособление к случившемуся. Человек болезненно принимает реальность. Вся дальнейшая жизнь организуется по-новому.

Возможные детские реакции на утрату: вопросы, интерес, изменения в поведении, невротические и психосоматические симптомы, тревога, страх, печаль, слезы, чувство вины.

Сигналы опасности:

  • резкое снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание; настойчивый отказ посещать школу;
  • упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;
  • частые и необъяснимые вспышки гнева, падение настроения; деструктивные способы выражения гнева;
  • стойкая тревога или фобии, частые приступы паники; продолжительный страх находиться одному;
  • постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;
  • гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было); поведение, свойственное намного более младшему возрасту, в течение длительного периода;
  • множественные жалобы на физические недуги; несчастные случаи, лежание ничком (как самонаказание или способ привлечь внимание);
  • противоправное поведение;
  • избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти.

Принципы помощи в горе:

  • Поддерживать эмоциональный и физический контакт,
  • внимательно относиться к состоянию и желаниям ребенка,
  • важно быть вместе с ребенком,
  • честно отвечать на вопросы,
  • проявлять терпение к негативным сторонам поведения,
  • быть открытым чувствам ребенка и делиться с ним своими чувствами в приемлемой форме, соблюдая меру (чтобы не спровоцировать страх или отчаяние).

Педагогическая поддержка:

  • Щадящие условия в школе. Временное ослабление требований к успеваемости.
  • Следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали.
  • Сообщить о том, что учитель знает о горе и разделяет чувства ученика.
  • Рассказать о месте в школе, где можно уединиться и поплакать.
  • Назначить «опекуна» ребенку из более взрослых детей, имеющих опыт утраты.
  • Понимание изменения поведения и терпимость.
  • Поддержка родителей.

Психологическая помощь:

  • Эмоциональная поддержка.
  • Построение доверительных отношений.
  • Актуализация и переживание горя.
  • Честно отвечать на вопросы.
  • Реабилитация адаптивных механизмов (внутренние и внешние ресурсы).
  • Работа с образом будущего.

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела (по материалам журн. «Школьный психолог», № 6/2013, ст. Н.А. Сакович «Задверье детского горя»)

поделиться:
просмотров: 2402 | дата: 2013-09-05 16:14:30