Системно-деятельностный подход к системе оценивания планируемых образовательных результатов в начальной школе

Системно-деятельностный подход к системе общего образования на всех его ступенях требует от учителя, работающего в рамках ФГОС, проанализировать свой педагогический опыт, свои профессиональные знания и умения с точки зрения требований стандарта нового поколения.

Первая группа этих требований - требования к результатам образования. Результаты образовательной деятельности обучающегося, его педагогов и школы в целом определяются тем, насколько успешно наши ученики сумеют использовать имеющиеся у них метапредметные умения и предметные знания в ходе решения учебно-практических и учебно-познавательных задач по каждому предмету. Проиллюстрируем это положение на конкретном задании из курса математики. Раздел «Числа и нумерация»

Запиши пять некруглых трёхзначных чисел, сумма цифр которых меньше семи, расположи их в порядке возрастания.

Универсальные учебные действияПредметные знания и умения
  1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу (выделение в тексте задания глаголов повелительного наклонения).
  2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.
  3. Планировать реализацию учебного задания.
  4. Контролировать и оценивать свои знания, умения, действия.
  5. Вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  6. Ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
  1. Умение различать понятия «число» и «цифра».
  2. Овладение действием моделирования чисел: количество знаков, круглые/некруглые числа.
  3. Ориентироваться на разнообразие способов решения.
  4. Проводить сравнение и сериацию чисел по заданным критериям.

Схема фиксирования выполнения задания обучающимися.

 1 шаг2 шаг3 шаг4 шаг5 шагНад чем работать
Абоимов + - + + +  
Белкина + + + - +  
Васин - + - + -  
Елина + + + - -  
Жарков + - - + -  
Кусина + - - - +  
Леонтьева + + + - -  
ИТОГО: выполнили правильно 6 чел. 4 чел. 4 чел 3 чел. 3 чел  

1. Фиксирование всех заданных параметров с использованием моделей и знаков:

1 шаг - 5 (количество чисел, которые следует записать)

2 шаг - Все числа трёхзначные [ …],

3 шаг - Все числа некруглые.

4 шаг - Сумма цифр каждого из этих чисел меньше семи ( 1+2+2) , (1+ 2+3), (2+1+2) и т.д.

5 шаг - Числа следуют в порядке их возрастания.

2. Предметные знания:

  • Трёхзначные числа записываются тремя цифрами.
  • Любое число круглое, если его запись оканчивается цифрой 0.
  • По данному условию сумма трёх слагаемых может быть от двух до шести: (101, …., 111, …501, )
  • Среди трёхзначных чисел, то число будет больше, у которого сотен больше. Если количество сотен в числах одинаковое, сравниваем число десятков. При равном числе десятков, сравниваем число единиц в данных числах.

3. Пошаговая работа над ошибками под руководством учителя.

    1. Сколько шагов-действий следовало выполнить в данном задании?
    2. Назовём и зафиксируем с помощью условных знаков (моделей) каждый из этих шагов.
    3. Вспомним понятия (математические термины), связанные с разделом «Числа и их нумерация»:
      • однозначные, двузначные, трёхзначные и многозначные числа запишите в виде моделей;
      • запишем три круглых и три некруглых двузначных/трёхзначных числа. Какие из записанных нами чисел (не) соответствуют заданным условиям самостоятельной работы и почему?
    4. 4. Вспомним общее правило сравнения чисел.

      Закончите высказывания:

      То число больше, в котором количество знаков больше. Любое двузначное число меньше любого ……

      Если количество знаков в числах одинаковое, то число больше, в котором ….

    5. 5. Пользуясь нашим планом, оцените результаты этих работ, т.е. укажите, каким заданным условиям соответствует каждая из них:

12 13 14 15 16 (2 соответствия из пяти)
121 123 131 145 150 (3 соответствия из пяти)
102 201 301 311 312 (5 соответствий из пяти)

Типы и виды учебно-практических и учебно-познавательных задач

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения.

Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

1 тип.

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  1. первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  2. выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета,
  3. созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  4. выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

2 тип.  

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

3 тип

Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

4 тип

 Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

5 тип

Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);

6 тип

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы1;

7 тип

 Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии,что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и выполнения2 задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

Планируемые результаты по литературному чтению и система учебно-практических, учебно-познавательных задач, формирующих универсальные и предметные умения и навыки на литературоведческом материале.

Для принятия и решения любой из указанных выше учебных задач от ученика требуются навыки осмысленного чтения, так как все задачи должны даваться только в письменном виде и прочитываться самим обучающимся. Имея полный текст задания перед собой, ученик или группа учеников сможет проанализировать все его части, составить план выполнения данной задачи и следуя этому плану, отыскать во всех источниках информации нужные сведения, выбрать необходимые рациональные способы действия, выполнить и проверить полученный результат.

Когда речь идёт о метапредметном навыке чтения, следует различать два вида чтения:

  • литературное чтение и
  • чтение смысловое.

В ходе решения учебно-практических и учебно-познавательных задач на уроках литературного чтения осваиваются 3 группы планируемых результатов:

  1. Навыки речевой и читательской деятельности.
  2. Творческая деятельность при чтении литературных произведений.
  3. Литературоведческая пропедевтика

Содержательная сторона этих разделов представлена в «Примерной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа» и в «Основной образовательной программе НОО» того образовательного учреждения, в которой вы работаете.

Ориентируясь на эти планируемые результаты и на материалы прочитанных художественных произведений, учитель должен находить такие задания в учебнике по литературному чтению, чтобы, опираясь на возможности своих учеников, составлять подобные задания для своевременного отслеживания планируемых результатов.

Практическая работа

Учителя, присутствующие на семинаре, делятся на три группы. Каждая группа получает одно и то же задание.

Используя в качестве учебного материала портрет(ы) писателя (ей), составить и коллективно обсудить одну учебно-практическую задачу на учебном материале литературного чтения.

 

В течение пяти минут группы выполняют задание. После этого задания, предложенные учителями, анализируются, конкретизируются в методическом плане с учётом тех планируемых метапредметных и предметных учебных достижений, которые определены требованиями ФГОС НОО.

Выводы:

  1. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, составленные на предметном материале, реализуют на практике системно-деятельностный подход к обучению и максимально реализовать требования ФГОС НОО.
  2. Такие задачи носят метапредметный характер и способствуют более осознанному и глубокому овладению предметными видами и способами действий, учат самостоятельно добывать, оценивать знания.

Учиться находить и самому составлять учебно-познавательные и учебно-практические задачи для каждого урока – первоочередная задача учителя.

Информацию подготовила методист ИМО РЦ г.Похвистнево Е .Алюкова по материалам семинара-практикума Вавиловой Г.Н.

поделиться:
просмотров: 10561 | дата: 2013-10-02 14:07:38