Руководителям ОУ и педагогам для (самоанализа) урока
Ф.И.О учителя:
Предмет:
Класс:
Отметить кружком номера критериев, которые имели место при проведении урока учителем.
Критерии для эксперта:
- Устно или письменно учитель ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
- Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
- Учитель демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
- Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
- Устанавливает и использует связи с другими предметами.
- Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности(кроме учебных дисциплин).
- Использует раздаточные, наглядные материалы.
- Использует динамические дидактические материалы аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и.т.п)
- Дает разноуровневые домашние задания.
- Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
- Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
- Поощряет индивидуальные учебные достижения.
- Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально- чувственное восприятие.
- Обращает внимание на качество речи обучаемых.
- Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
- На уроке учитель использует приемы и методы исключающие утомляемость и перегрузки
- Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и.т.п.)
- Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
- Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
- Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
- Коллективной мыслительной деятельности.
- Другие приёмы и методы, исключающие переутомление и перегрузки обучаемых.
Каждый критерий оценивается - по 1 баллу.
Анализ анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке.
Существуют шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока:
№ пункта анкеты |
Показатели здоровьесбережения | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
7 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
9 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
11 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
12 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
15 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
16 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
17 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
18 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
19 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
20 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
21 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Сумма | 7 | 7 | 11 | 8 | 8 | 3 |
Если сумма ниже 44 баллов - урок не соответствует рациональной организации учебного процесса т. е. «Здоровьесберегающим, здоровьеформирующим и здоровьеразвивающим технологиям».
Наибольшее внимание в анкета уделить таким показателям как:
- Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу ( 11 пунктов из 21). Если педагог набрал 11 баллов ( 3 показатель), то соответствует здоровьесбережению.
-
Создание условий для самовыражения учащихся, а также инициация разнообразных видов деятельности по 8 пунктов из 21). По 8 баллов - 4 и 5 показатели, соответствует.
Это соответствует реальности , так как отражает истинную специфику учебной деятельности, которая должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а вызывать чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. - Учёт особенностей аудитории (7 пунктов из 21) и созданию благоприятного психологического фона на уроке ( 7 пунктов из 21) . 1 и 2 показатели по 7 баллов - соответствует. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными технологиями. Педагоги обязаны максимально активизировать на уроках дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, применять разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.
-
Предупреждение гиподинамии на уроке работают 3 пункта из 21.
Предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных валеологических методик и приёмов, положительно влияющих, прежде всего на зрение и позвоночник. Немаловажную роль в решении данной проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая в отличии от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительную, так и двигательную функцию организма учащихся за счет активной работы в микрогруппах. В целом наибольший вклад в здоровьесберегающий урок способны вносить технологии диалогового обученчения, а также коллективной мыслительной деятельности и проблемного обучения .
Данная анкета пригодна для диагностики здоровьесберегающей деятельности на уроке. Максимально возможное количество баллов, которое учитель может набрать по каждому из шести показателей на одном уроке, дано в последней строке матрицы.
На каждом уроке будет наблюдаться какая-либо конкретная комбинация реализованных пунктов анкеты и, следовательно, численное значение реализации показателей здоровьесбережения. Для количественной оценки показателей можно использовать процент реализации каждого из них относительно и максимально возможной (из анкеты) суммы баллов.
Используемая литература: М.2006, Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.
Исполнитель: методист ГОУ ДПО ЦПК Ресурсный центр
Г.И. Аверьянова