Руководителям ОУ и педагогам для (самоанализа) урока

Анкета качества урока

Ф.И.О учителя:
Предмет:
Класс:

Отметить кружком номера критериев, которые имели место при проведении урока учителем.

Критерии для эксперта:

  1. Устно или письменно учитель ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
  2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
  3. Учитель демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
  4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
  5. Устанавливает и использует связи с другими предметами.
  6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности(кроме учебных дисциплин).
  7. Использует раздаточные, наглядные материалы.
  8. Использует динамические дидактические материалы аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и.т.п)
  9. Дает разноуровневые домашние задания.
  10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
  11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
  12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.
  13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально- чувственное восприятие.
  14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.
  15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
  16. На уроке учитель использует приемы и методы исключающие утомляемость и перегрузки
  17. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и.т.п.)
  18. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
  19. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
  20. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
  21. Коллективной мыслительной деятельности.
  22. Другие приёмы и методы, исключающие переутомление и перегрузки обучаемых.

Каждый критерий оценивается - по 1 баллу.

Анализ анкеты для диагностики здоровьесберегающей деятельности учителя на уроке.

Существуют шесть показателей здоровьесберегающей направленности урока:

  • Учёт особенностей класса;
  • Создание благоприятного психологического фона на уроке;
  • Использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
  • Создание условий для самовыражения учащихся;
  • Инициация разнообразных видов деятельности;
  • Предупреждение гиподинамии.
  • №  пункта
    анкеты
    Показатели  здоровьесбережения
    1 2 3 4 5 6
    1 0 0 0 0 0 0
    2 0 0 0 0 0 0
    3 0 1 1 0 0 0
    4 0 1 1 0 0 0
    5 0 0 1 0 0 0
    6 0 0 1 0 0 0
    7 1 0 1 0 1 0
    8 1 0 1 0 1 0
    9 1 0 0 0 0 0
    10 0 0 0 1 0 0
    11 0 1 0 1 0 0
    12 1 1 0 1 0 0
    13 0 0 0 0 1 0
    14 0 0 0 0 0 0
    15 0 1 0 0 0 1
    16 1 0 1 1 0 0
    17 1 0 1 1 1 0
    18 1 1 1 1 1 0
    19 0 0 0 1 1 0
    20 0 0 1 1 1 1
    21 0 1 0 0 1 1
    Сумма 7 7 11 8 8 3

    Если сумма ниже 44 баллов - урок не соответствует рациональной организации учебного процесса т. е. «Здоровьесберегающим, здоровьеформирующим и здоровьеразвивающим технологиям».

    Наибольшее внимание в анкета уделить таким показателям как:

    1. Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу ( 11 пунктов из 21). Если педагог набрал 11 баллов ( 3 показатель), то соответствует здоровьесбережению.
    2. Создание условий для самовыражения учащихся, а также инициация разнообразных видов деятельности по 8 пунктов из 21). По 8 баллов - 4 и 5 показатели, соответствует.
      Это соответствует реальности , так как отражает истинную специфику учебной деятельности, которая должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а вызывать чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность.
    3. Учёт особенностей аудитории (7 пунктов из 21) и созданию благоприятного психологического фона на уроке ( 7 пунктов из 21) . 1 и 2 показатели по 7 баллов - соответствует. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными технологиями. Педагоги обязаны максимально активизировать на уроках дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, применять разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.
    4. Предупреждение гиподинамии на уроке работают 3 пункта из 21.

      Предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания специальных валеологических методик и приёмов, положительно влияющих, прежде всего на зрение и позвоночник. Немаловажную роль в решении данной проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая в отличии от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительную, так и двигательную функцию организма учащихся за счет активной работы в микрогруппах. В целом наибольший вклад в здоровьесберегающий урок способны вносить технологии диалогового обученчения, а также коллективной мыслительной деятельности и проблемного обучения .

      Данная анкета пригодна для диагностики здоровьесберегающей деятельности на уроке. Максимально возможное количество баллов, которое учитель может набрать по каждому из шести показателей на одном уроке, дано в последней строке матрицы.

      На каждом уроке будет наблюдаться какая-либо конкретная комбинация реализованных пунктов анкеты и, следовательно, численное значение реализации показателей здоровьесбережения. Для количественной оценки показателей можно использовать процент реализации каждого из них относительно и максимально возможной (из анкеты) суммы баллов.

    Используемая литература: М.2006, Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.

    Исполнитель: методист ГОУ ДПО ЦПК Ресурсный центр
    Г.И. Аверьянова

    поделиться:
    просмотров: 2718 | дата: 2011-03-15 11:19:20